Вслед за главой Чечни Рамзаном Кадыровым в публичный диалог с представителями ингушских тейпов Тимурзиевых и Султыговых вступил глава парламента республики Магомед Даудов.
Он через Instagram пригласил их на заседание парламента региона, которое должно начаться в 11:00 31 декабря, и предложил на нем представить доказательства, что ингуши, убитые в ходе перестрелки в Грозном в понедельник, были невиновны.
Даудов уточнил, что у властей ЧР есть доказательства обратного, и пригрозил, что для ингушских тейпов все грозит обернуться кровной местью, так как имело место «убийство невинного и безоружного».
Выступление Даудова в Instagram стало ответом на появившийся в Интернете видеоролик, на котором группа мужчин, назвавшая себя родственниками убитых, обратилась к Рамзану Кадырову с просьбой представить доказательства причастности напавших к террористам и выдать их тела.
Сам Кадыров уже отреагировал на обращение ингушей. На заседании регионального правительства он призвал руководство МВД, Росгвардии и республиканской прокуратуры проверить выступивших относительно поддержки терроризма.
По его словам, случившееся в Грозном было подлым убийством, а те, кто выступил со своей просьбой не удосужились даже выразить соболезнования. «Те, кто ведут подобные разговоры, должны понимать, что это поддержка терроризма», – подчеркнул чеченский лидер.
Конфликт из-за маски?
Искрой, из которой разгорелось пламя, стал конфликт, случившийся в понедельник, 28 декабря. По версии Следственного комитета, двое мужчин напали на полицейских, патрулировавших улицу Мира в Грозном. Целью нападения, как отметил Кадыров, было получение оружия правоохранителей.
Они были вооружены ножами, один полицейский был убит, второй ранен. Однако он открыл ответный огонь и застрелил нападавших. Позже были установлены личности нападавших, ими оказались братья-ингуши Хасан и Хусейн. Кадыров отметил, что личности злоумышленников установлены. В Чечне братья жили восемь лет, работали в пекарне, в поле правоохранительных органов не попадали.
По горячим следам, полиция задержала родственников Хасана и Хусейна – отца, мать и сестру (Ахмедхана Тимурзиева и Лидию и Зарету Дарсиговых). В своем обращении представители ингушских тейпов также требовали освободить их из-под стражи.
Первоначально также высказывалась версия, что конфликт между братьями и полицейскими произошел из-за отсутствия масок, но Кадыров, выступая перед правительством, заявил, что это не так.
Второе видеообращение
Уже после выступлений Кадырова и Даудова представители ингушских родов выступили со вторым видеообращением. Они заявили, что внимательно отсмотрели видео с места происшествия и признали свою неправоту, а заодно принесли соболезнования семье убитого полицейского.
Об этом пишет «Кавказский узел» со ссылкой на страницу в Facebook Рамзана Султыгова. На размещенном на ней четырехминутном видео один из представителей тейпа (согласно переводу «КУ») сообщил, что они получили записи с камер наблюдения, на которой четко видны действия братьев. Представитель тейпа также уточнил, что родственники братьев после беседы с правоохранителями уже отпущены домой.
В самой Ингушетии на обращение двух тейпов отреагировало Министерство по внешним связям и национальной политике. Там сообщили, что представители ведомства встретились с представителями тейпов. Как пишет The Magas times, чтобы обсудить трагическое событие, произошедшего в Грозном «с участием их однофамильцев». Однако на сайте самого министерства найти обращение, в котором пользователей соцсетей просят не размещать комментарии, разжигающие межнациональную рознь, нельзя.
Накаленные отношения
Если во времена СССР существовала единая Чечено-Ингушская ССР, то после развала Союза автономная республика разделилась на два региона – Ингушетию и Чечню. Однако граница между ними не была демаркирована. Сменялись президенты (Руслан Аушев и Мурад Зязиков – в Ингушетии, Джохар Дудаев и Ахмад-Хаджи Кадыров – в Чечне), а воз был все там же.
Отношения между республиками осложнило и то, что в начале 2010-х уже Рамзан Кадыров выставил властям Ингушетии ряд территориальных претензий. Однако с мертвой точки дело сдвинулось только в конце сентября 2018 года, когда Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали Соглашение о закреплении границы между регионами.
В Ингушетии на эти действия властей ответили протестами. Связано это было с территориальными уступками (эксперты-картографы заявили, что под контроль Грозного перешло более чем в 25 раз больше земли, чем под контроль Магаса).