Российский рынок ретейла неожиданно лишается одного из главных своих символов – гипермаркетов. Ехать на весь день в колоссальные магазины, где есть все и сразу, больше не актуально, а сами россияне предпочитают покупать большую часть товаров в магазинах у дома.
Такие выводы можно сделать по итогам 2018 года – гипермаркеты уверенно теряют выручку. Средняя потеря по рынку составляет 4%, в наиболее провальные сезоны гипермаркеты теряют до 15%, рассказывает исследовательская компания данным Knight Frank. Некоторые сети приняли стратегическое решение отказаться от развития этого формата. Так, «Магнит» заявил, что не будет больше строить гипермаркетов.
Большинство компаний, которые изначально специализировались на продаже товаров в формате гипермаркет, отказались от массированного развития на российском рынке. Теперь все переключились на более мелкие форматы – супермаркеты и магазины у дома.
Причина такого решения – экономический кризис. Он заставил россиян экономить и, соответственно, реже ездить на окраины в огромные торговые центры. В свою очередь, теперь гипермаркеты пришли уже непосредственно к потребителю. Они развивают меньший формат, временные студии, где можно закупить или заказать все, а не ездить для этого на окраину. Сыграла свою роль и конкуренция. В расцвет эпохи гипермаркетов ездить в него было действительно выгоднее – помимо выбора такой гипермаркет предоставлял на все товары существенные скидки. Но в настоящее время любой супермаркет «удавится» за клиента и делает скидки не меньшие, а может даже большие, чем гипермаркет.
Наконец, медленно, но верно развивается в России и электронная торговля. Пока рано говорить о том, что покупка не сходя с дивана существенный фактор риска для традиционных «оффлайновых» магазинов. Но рост таких покупок растет, а тенденция говорит, что электронная коммерция со временем потеснит традиционную.