Доля нефтегазовых доходов в российской казне за 1-й квартал 2021 года составила 30 процентов, это исторический минимум с 2011 года.
Об этом пишут эксперты ВШЭ в статье «Комментарии о государстве и бизнесе». Так, доходы казны за январь—март составили 5,3 трлн рублей, это на 12 процентов больше, чем в 2020 году.
При этом поступления от экспорта углеводородов в этом объеме — 1,6 трлн рублей, что на 10 процентов меньше, чем в прошлом году. Экономист Сергей Хестанов рассказал, как уменьшение доли нефтегазовых доходов скажется на бюджете РФ.
По его словам, тренд на понижение доли нефтегазовых доходов логичен и предсказуем. Да, нефтяные цены восстановились до допандемийного уровня, но из-за соглашения ОПЕК+ РФ извлекает и продает меньше нефти, чем до эпидемии ковида. Поэтому пока соглашение ОПЕК+ не отменят, страны-экспортеры будут терпеть убытки из-за падения нефтегазовых доходов.
В России эксперты зачастую акцентирую внимание на цене, которая практически восстановилась, но это восстановление произошло в силу того, что члены ОПЕК уменьшили добычу и сократили экспорт. Из-за этих объективных причин пришлось существенно уменьшить расходы бюджета, отмечает экономист.
Дефицит бюджета, заложенный на 2021 год, 2,4 процента ВВП. Так как бюджет верстался в условиях, когда нефть была дешевле, чем сейчас, то скорее всего дефицит будет не ниже заложенного, размышляет Хестанов. Дефицит в 2,4 процента не считает большим, пояснил эксперт.
По его словам, существует условно безопасное значение — 3 процента. Практика показала, что данный показатель не влечет негативных последствий. В бюджете РФ заложено меньше, поэтому каких-либо эффектов, связанных с дефицитом казны, скорее всего не будет, отмечает Хестанов.
В дальнейшем многое будет зависеть от того, насколько быстро начнет восстанавливаться спрос на углеводороды, что связано с борьбой с ковидом и вакцинацией. Пока вопросов больше, чем ответов, подытожил экономист.