На днях обновился состав ЦИК под руководством Эллы Памфиловой. Политолог Илья Гращенков оценил курс обновленного ЦИК.
Памфилова заявила, что «избирательный процесс в нижнюю палату будет трудным и дело не только в пандемии, сколько в международном поле. Ситуация осложняется тем, что далеко не все страны заинтересованы в том, чтобы объективно оценивать работу на участках. Некоторые государства точно попробуют повлиять на выбор населения, однако комиссия этого не допустит».
«В общем, тут все просто: вражеский запад, вашингтонские хакеры и прочая «англичанка гадит», которые станут верным оправданием любым нарушением со стороны комиссий. Тут без новостей», — комментирует ее слова политолог.
По его мнению, изменится принцип кураторства и связи с регионами. Ранее фактически избирательным процессом в регионах управляли губернаторы, а теперь станет федеральный центр.
То есть, «даже своим «винтикам-технократам» наверху не очень-то доверяют, видимо справедливо опасаясь, что в нужный момент они могут и вильнуть хвостом. Если придется принимать какие-то жесткие решения, то отступать региональным избиркомам будет уже некуда — позади Москва, в прямом смысле», — рассуждает Гращенков.
Он пишет, что после ареста главы одного из пензенских УИКов, в региональных структурах «начался мандраж». «Понятно, что эта несчастная — не единственная такая в России, скорее наоборот, вполне себе типичный «начальник участка», — считает политолог.
Однако следствие предъявило ей обвинение по статье УК «Фальсификация итогов голосования» и теперь Светлане Сверчковой, которая работает директором районного центра детского творчеств, грозит четыре года тюрьмы. Как работать в такой обстановке? Тем более, что арест грозит, когда выборы уже пройдут. «Тут ЦИК придется как-то идейно вдохновить своих младших братьев в регионах, иначе рассчитывать на их безотказность будет самонадеянно», — замечает Гращенков.
«В общем, курс нового ЦИК — максимальная верткиализация власти и усиленный контроль», — полагает он. При этом политолога «тревожит тенденция, что регионам перестают доверять, даже несмотря на тотальную ротацию губернаторского корпуса и формирование сверхлояльного чиновничьего аппарата».
«То ли и вправду «осажденная крепость» готовится к решительному бою с Западом за нашу суверенную демократию, то ли наоборот, границы крепости ограничены бульварным кольцом Москвы и их интересы коренным образом расходятся с интересами субъектов федерации», — размышляет политолог.