«Что делать с сентябрьскими выборами? С одной стороны, власть сделала всё, чтобы лишить их какого-либо смысла. Регистрация кандидатов взята под жесткий контроль, дабы не допустить выдвижения реально оппозиционных политиков даже там, где у них нет шансов избраться»,— размышляет социолог Борис Кагарлицкий.
По его мнению, власть понимает, насколько для неё опасна любая публичная агитация и любая мобилизация граждан, даже если нет шансов на избрание «неподконтрольного» депутата.
«Политические партии переводятся в режим ручного управления, превращаясь в отделы президентской администрации по работе с различными группами электората», — считает социолог.
А трехдневное «голосование на пеньках» лишает всякого смысла методы умного голосования, предложенного ФБК*, считает Кагарлицкий. Эти методы сомнительны, как показал опыт московских выборов 2019 года, поскольку «в их основе была элементарная манипуляция — не проводя ни социологических исследований, ни публичного обсуждения, ни праймериз, ни гласных переговоров с заинтересованными политиками, не требуя от них никаких обязательств, команда ФБК просто назначала одного из оппозиционеров «своим» кандидатом».
Но если для оппозиции в целом этот подход был спорным, то для ФБК и сотрудничавших с ним представителей КПРФ он имел смысл, пишет Кагарлицкий. «При трехдневном голосовании заранее известен не только победитель, но и итоговый счет. Голоса избирателей более не влияют на исход выборов», — считает социолог.
Бойкот выборов так же обречен, как и протестное голосование, полагает он. «Бойкот имел смысл в 2018 году, когда голоса ещё считали, пусть и не самым честным образом, и когда власть пыталась добиться повышения явки. Сейчас правящие круги уже не заботятся о легитимности процесса. Выборы в Госдуму нужны им, если не считать процедурных формальностей, только для того, чтобы перераспределить ресурсы, посты и влияние между своими (каждая серьезная группировка в верхах стремится побольше своих людей провести в депутаты для решения задач лоббизма или просто для поощрения своих лояльных клиентов). Эта задача, в свою очередь, решается не голосованием, а закулисными договоренностями до выборов», — считает Кагарлицкий.
Понижать явку требовалось, когда легитимность власти ещё что-то значила и кого-то заботила. Вм2020 году власть совершенно однозначно отказалась от этого, считает социолог.
Но в системе могут быть изъяны. И если получится зарегистрировать оппозиционного кандидата, его надо будет поддерживать всеми силами, пишет Кагарлицкий. Но ход политического процесса будет определяться не выборами, считает он.
*ФБК (Фонд борьбы с коррупцией) внесен в список иностранных агентов Минюста РФ