Премьер-министр РФ Михаил Мишустин ранее заявил, ссылаясь на информацию Росстата, что восстановление отечественной экономики от последствий пандемии ковида идет быстрее прогнозов.
Он сообщил, что уже в 2021 году кабмин ожидает возвращение к росту ВВП РФ более, чем на 3%, несмотря на то, что по итогам 2020 года МЭР прогнозирует падение ВВП на 3,9%. Некоторые аналитики считают, что эти прогнозы чересчур оптимистичны и сомневаются в их достижении. Но есть эксперты, уверенные в том, что экономика РФ по итогам эпидемии действительно пострадала не столь сильно, как экономики других государств, а именно западных стран.
Экономист Сергей Алексашенко считает, что потери экономики РФ в кризис 2008-2009 годов были намного больше, поскольку тот кризис был более длительным. Коронакризис и в нашей, и во многих других странах подобен букве W: все резко упало, а затем все быстро восстановилось, считает экономист.
Он полагает, что остается в тяжелом положении лишь небольшая часть экономики, связанная со сферой услуг, общепита, развлечений, авиаперевозок, туризма. В экономике любой страны данный сектор составляет не очень большую часть экономики, отмечает Алексашенко. Даже если он равен 10% и работает на 50% мощности, то потери экономики составят только 5%.
В 2008-2009 годах в РФ очень медленно восстанавливались основные отрасли: экспортеры сырья, железные дороги, электрогенерация. В нынешний кризис перечисленные сектора уже почти восстановились на полную мощь, застой наблюдается в сфере обслуживания.
Восстановление этой сферы может растянуться на более долгий срок, чем в кризис 2008-2009 годов. Но статистически урон для экономике менее значим, считает эксперт.
Россия — развивающаяся страна. Сфера услуг в РФ меньше развита, чем на Западе, но более, чем, например, в Африке. Поэтому и удар ковида по экономике РФ был слабее, чем по западной экономике.
В 2020 году, особенно весной, нефть резко подешевела, из-за чего бюджет РФ получает намного меньше средств от экспорта сырья. Если глобальная экономика продолжит восстанавливаться, то и нефть начнет дорожать, и доля нефтегазовых доходов в казне опять вырастет, считает экономист.
2021 год для российской экономики будет точно лучше, чем 2020, поскольку дно падения уже пройдено, уверен Алексашенко. Так тяжело, как во 2-м квартале 2020 года, вероятно, уже не будет, предполагает он. Скорее всего, вакцинация сработает и это будет помогать восстановлению экономики.
При этом экономика в следующем году будет в худшем виде, чем в 2019 году. Безработица будет выше, экономическая активность населения ниже, как и доходы. Эти показатели будут немного лучше, чем в 2020 году, но полного восстановления в 2021 году не будет, считает Алексашенко.