Публицист Михаил Ростовский рассказал о роли, которую будет играть Турция в политическом переустройстве в Карабахе.
Турция будет энергично работать локтями — пытаться явочным порядком расширить зону своего влияния и зону своей ответственности, считает эксперт. Отношение властей Азербайджана к России в период правления отца и сына Алиевых всегда отличалось двойственностью.
В Баку не повторили ошибку, которую совершил Михаил Саакашвили в Тбилиси и частично Никол Пашинян в Ереване. Как написал недавно главный редактор сайта Московского центра Карнеги Александр Баунов: «Азербайджан не был враждебным для России государством, его никогда не возглавляли правительства, которые превращали антироссийскую риторику в важный внешнеполитический товар. Он не рвал с Россией картинно, не провозглашал свою эмансипацию от России главной целью, а достижения на этом пути — своими главными успехами».
Но у медали есть и другая сторона. Ровным и выдержанным курс Азербайджана по отношению к РФ являлся только внешне. В глубине всегда скрывалась самая настоящая буря эмоций, считает Ростовский.
Любимой темой для разговоров бакинских чиновников и политиков в неофициальных беседах всегда было «засилье армянского лобби» в российских СМИ и российских коридорах власти. Особо злостным скрытым «агентом влияния Еревана» в Азербайджане считали МИД РФ и лично его главу Сергея Лаврова.
Довольно часто это выливалось в подковерные трения. Например, пост посла РФ в Баку оставался вакантным необычно долгий период времени — с ноября 2017 года по май 2018 года. Почему, задается вопросом публицист. «По моим сведениям, потому что несколько кандидатов, предложенных Москвой на эту роль, были вежливо, но твердо отклонены в Баку в виду их скрытых «проармянских симпатий», — пишет публицист.
По его мнению, подытожить все это можно следующим образом. «Россия воспринимается президентом Алиевым как жизненно важный партнер, без которого Азербайджан пока не может обойтись, а Турция — как друг, товарищ, брат и идеологический единомышленник». Соглашение о политическом переустройстве Карабаха является общим, рамочным, иногда не очень конкретным, а часто допускающим двойное или даже тройное толкование. Выполнение этого соглашения точно не будет идти ровно. Различные конфликты и трения совершенно неизбежны.
С одной стороны, это повышает важность России как главного посредника и арбитра и ценность хороших отношений с Москвой для Баку. Но, с другой стороны, это предоставляет Турции множество возможностей половить рыбку в мутной воде и повысить тем самым свою политическую капитализацию.
Конфликт на Южном Кавказе не закончен, он лишь перешел в свою новую, пусть менее тупиковую, но не менее опасную или более стабильную стадию. Равным образом еще рано говорить о грандиозном внешнеполитическом успехе Москвы, считает политолог.«Президент Турции будет постоянно стараться на ходу перелезть из люльки мотоцикла на водительское кресло процесса политического урегулирования в Карабахе. С этим России необходимо свыкнуться», — полагает Ростовский.
Ранее сообщалось, что оппозиция Армении потребовала от премьер-министра подать в отставку после провала в Нагорном Карабахе. Пашиняну предложили сделать это самому и мирно — до полуночи.
9 ноября противоборствующие стороны при посредничестве России подписали соглашение о прекращении войны в непризнанной республике, и согласно этому документу часть земель должна отойти Азербайджану. Пашинян утверждает, что решение далось ему тяжело и было продиктовано положением дел на фронте, однако сразу после подписания соглашения в Ереване вспыхнули протесты — демонстранты назвали текст документа «предательским» и потребовали отставки премьер-министра.
Сегодня в Армении снова неспокойно. Оппозиционные фракции парламента собрали необходимое количество подписей для проведения внеочередного заседания, которое должно состояться нынешним вечером. В качестве главной повестки заявлена отставка Пашиняна — от чиновника потребовали уйти с должности до полуночи. В противном случае оппозиция обещает самостоятельно решить вопрос «устранения» премьер-министра и его политической команды от власти.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев тем временем празднует «освобождение земель от оккупации» и «блестящую победу» в «Отечественной войне» за Нагорный Карабах.