Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:23
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Расизм никуда не делся: почему США снова в огне

Опубликовано

В 40 городах США из-за протестов, вызванных убийством Джорджа Флойда, введен комендантский час.

В 15 штатах и в Вашингтоне для пресечения беспорядков привлечены силы Национальной гвардии. 31 мая, столкновения проходили непосредственно у Белого дома. Демонстранты жгли машины и мусор, разбивали окна зданий, а полиция применила слезоточивый газ, пишет The New York Times. Президент и его семья эвакуировались в подземном бункере.

Началось все 25 мая с убийства при задержании 46-летнего чернокожего жителя Миннесоты Джорджа Флойда. Четверо полицейских арестовали Флойда, повалили на землю, заковали в наручники и больше пяти минут прижимали коленом его шею к земле. Видео задержания попало в сеть, где видно, как полицейский Дерек Шовин душит Флойда, а тот умоляет убрать ногу, так как он задыхается.

Чиновники и эксперты строят самые разные теории о том, почему мирные демонстрации, направленные против расизма и полицейского беспредела, перерастают в неконтролируемые погромы, поджоги, мародерство и насилие.

Бывшая сотрудница администрации Обамы подозревает Россию в участии в расовых беспорядках в США. Экс-советник президента Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс заявила, что видит почерк российских спецслужб в превращении массовых протестов против расизма в беспорядки. По словам Райс, попытки экстремистов перехватить повестку протеста и превратить его во что-то иное — трюк «прямо из российской методички».

Райс подчеркнула, что у нее нет доступа к реальной оценке ситуации спецслужбами. Но она бы не удивилась, если бы узнала, что Москва «подстрекала некоторых экстремистов на обеих сторонах с помощью соцсетей». «Я бы не удивилась, если бы они каким-то образом их финансировали», — сказала эксперт.

Карина Орлова, журналист «Эха Москвы» в Вашингтоне, замечает, что Трамп не раз косвенно поддерживал разных поборников расизма. Например, во время беспорядков в Шарлоттсвиле в Вирджинии, куда летом 2017 на марш съехались неонацисты, представители Ку-Клукс-Клана и сторонников теории превосходствам белой расы, вооруженные до зубов.

Тогда у них произошли столкновения с левыми и антифашистами, и один из неонацистов переехал насмерть девушку из числа левых протестующих. Трамп тогда отказался осуждать действия неонацистов, заявив, что «там были нормальные люди с обеих сторон», пишет Орлова.

В США проходят протесты против полицейского произвола в отношении чернокожих. На них выходит много белых американцев, замечает журналист.

Почему в США чернокожие живут в неблагополучных районах и гетто и почему они зачастую бедны, задается вопросом журналист. А спутником бедности нередко является преступность. Основной причиной массовой неблагополучности среди афроамериканцев является институциональный расизм, считает Орлова.

При этом «обратного расизма» по отношению к белым в США нет. Чернокожие в США могут нахамить человеку просто потому, что он белый. Но нет ни одного общественного института в США, который бы устанавливал дискриминационный режим в отношении белых, отмечает журналист.

Она напоминает, что в США 300 лет существовало рабство, когда рабы были именно у белых, а не наоборот. Гражданская война отменила рабство. И лишь спустя 100 лет после этого сегрегацию (законная дискриминация чернокожих) отменили (в 1953 году). По историческим меркам это произошло совсем недавно.

Примером институциональной дискриминации может послужить образовательная система Америки, пишет Орлова. Так, в государственную школу можно ходить лишь в районе проживания. Это делит школы на черные, а значит, плохие, потому что в неблагополучных районах, и белые, а значит, хорошие. Переехать в район с хорошей школой крайне сложно — недвижимость там стоит очень дорого.

Поэтому в хорошие госшколы в США ходят только богатые и зачастую белые. Поступить в хороший университет из плохой школы невозможно. Поэтому у чернокожих очень мало шансов выйти из замкнутого круга через социальные лифты, считает журналист.

Об институциональном расизме в США свидетельствует полицейский и судебный произвол в отношении чернокожих, пишет Орлова. Например, в 2014 году в Миссури начались беспорядки после того, как полицейский убил при задержании 18-летнего Брауна — выстрелив в него 12 раз.

У Брауна оружия не было. В штате начались беспорядки. Действия полицейского признали необходимой самообороной. И это — лишь громкий случай, приведший к массовым протестам.

«История в Миннеаполисе вопиюща даже по меркам американской полиции. У всех на глазах полицейские душили человека, который умолял о помощи и говорил о том, что не может дышать. Прохожие умоляли полицейских убрать ноги с Флойда и снимали происходящее на видео. Полицейские игнорировали и мольбы, и съемку — пребывая в уверенности в своей полной безнаказанности», — пишет Орлова.

По новым законам и нормам жизни выросло уже несколько поколений американцев. И многое из того, что они были готовы терпеть 50 лет назад, терпеть сейчас они уже не станут, предполагает журналист.

«Слежу за массовыми беспорядками в режиме реального времени. Причины относительно понятны — коронавирусный кризис, экономика, расизм, полицейский произвол. Но один вопрос все же требует разъяснения — «Отчего же Америка так резко осуждает полицейский беспредел в других странах, когда сама регулярно пережимает горла коленом?» — пишет журналист Марина Ахмедова.

«США в огне — это не только конец карантинов, но и их логичный итог», — считает политолог Малек Дудаков. После трех месяцев самоизоляции Америка оказалась на краю настоящей революции, полагает он.

Реклама