Сейчас постепенно проясняется, как будут дальше развиваться открытые летом 2019 года дела против московских оппозиционеров, пишет журналист Ольга Романова.
Попытка «фальсификации подписей» возможных избирателей у несостоявшихся кандидатов в МГД будет спущена на тормозах и без возбуждения дела. Президент сказал об этом и в беседе с Макроном, и в Хельсинки, «но он не кровожадный царь»: сказал — и достаточно, полагает Романова.
По ее мнению, «Зарубежное вмешательство» будут раскручивать. Вмешательство зарубежных СМИ и дипломатов достанется МИДу и ГД, будет закрыто несколько аккредитаций, возможно, запущен небольшой дипломатический скандал — этим все ограничится. Международная обстановка не располагает к обострению, отмечает журналист.
По мнению Романовой, более серьезным, вероятно, будет «расследование иностранного вмешательства» через НКО и правозащитные организации. Возможно закрытие фондов и показательные дела, полагает она.
Журналист считает, что дело ФБК по отмыванию средств будет «подвешено». С одной стороны, его нелепость очевидна, с другой — в судах теперь все может пройти, отмечает Романова. Это дело будут держать в рукаве на всякий случай, считает она.
Что касается дела о массовых беспорядках, то очевидно, что их не было: ведь не было разбитых витрин, погромов, не было ущерба и потерпевших. «Но самозанятость и придумывание врагов и преступлений — отличительная черта сегодняшней жизни силовых структур», — отмечает журналист. Поэтому решение нашли.
Московский метрополитен и служба «М.Такси» подали иск к наиболее заметным оппозиционерам из-за митингов о возмещении потерь. Служба такси подала иск о возмещении урона на сумму 787,3 тысячи рублей из-за простоя машин; метрополитен оценил свой ущерб в 53,6 тысячи рублей. Иски подали также ГУП «Мосгортранс», ГБУ «Автомобильные дороги» и фирма «Анкор» — собственник ресторана «Армения». Они просят взыскать свыше 13 млн рублей для компенсации урона от митинга 27 июля, после которого было возбуждено дело о массовых беспорядках. Выходит, что эти истцы являются потерпевшими, поэтому и беспорядки имели место отмечает Романова.
Это дело теперь существует. Вопрос теперь заключается в следующем: кого и на сколько посадят, отмечает журналист. По ее мнению, решать этот вопрос будут не следователи, не прокуроры и не судьи. Это решит политическая целесообразность: если решат запугать всех перед выборами, то могут посадить на долго — на 5-8 лет, предполагает журналист. «Решат отпустить рядовых с миром — обойдется тремя-четырьмя годами, а то и «двушечкой», — полагает Романова.
Может быть, дадут сроки и лидерам, предполагает журналист. Может быть, изберут стратегию: посадить рядовых и не трогать лидеров, развивая тему в духе «они выводят ваших детей на бойню, а им самим ничего». Все равно привлечь по делу «о массовых беспорядках» каждого лидера оппозиции можно будет в грядущие 5 лет без спешки, полагает Романова.
В Москве с конца июля проходят манифестации, в том числе и не согласованные с властями. Их причиной стал отказ ЦИК в регистрации нескольким оппозиционным кандидатам на участие в выборах в МГД. Отказ объяснили тем, что претенденты не смогли набрать требуемое количество подписей для выдвижения либо собрали их с помощью фальсификаций. Кандидаты считают, что их недопуск к выборам имеет политические основания. После несогласованных митингов СК возбудил уголовное дело о массовых беспорядках.