10 августа в столице прошел наиболее многочисленный митинг за последние 7 лет.
Его посетили около 50−60 тысяч человек. Акции солидарности с москвичами состоялись еще в 40 городах РФ и собрали еще несколько тысяч человек. Впервые за долгий период в митинге участвовали популярные личности: блогер Юрий Дудь, рэперы Facе и Оксимирон, журналист Леонид Парфенов. Даже после одобренной властями акции задержали 256 человек — якобы за «нарушение правил» мероприятия.
Что касается итогов митингов, то почти все известные лидеры оппозиции находятся под арестом. Ни один независимый оппозиционно настроенный претендент на выборах в МГД так и не зарегистрирован. Не отпустили студентов и прочих фигурантов дела о «массовых беспорядках», которое было возбуждено после несогласованной акции 27 июля. При этом все прекрасно понимают, что массовых беспорядков в Москве не было и никто из силовиков не пострадал, даже по официальной информации. Если кто и готовил атмосферу для массовых беспорядков, проявляя открытое насилие — так это сами силовики, отмечает журналист Семен Новопрудский. Они силой удерживали даже не имеющих отношения к митингу граждан, били женщин и подростков.
8 августа СК заблокировал счета ФБК Навального, также прошли обыски в офисе фонда и дома у его сотрудников (даже бывших). Следствие полагает, что с января 2016-го по декабрь 2018 года фонд получил большую сумму денег. Данное дело формирует «юридическую» базу для уголовного заключения Навального и его соратников по фонду на долгие сроки, полагает журналист. Также этот ход властей нацелен на то, чтобы запугать расследователей коррупционных преступлений властей разных уровней, считает Новопрудский.
По его мнению, отменить выборы в МГД 8 сентября и перенести их на другую дату, как предлагал незарегистрированный претендент Илья Яшин, также, вероятно, не удастся. ЦИК уже отказал в этом.
Пока оппозиции не удалось добиться ни одной цели в ходе митингов, при этом не вполне ясно, что ей делать дальше, что предпринять, как себя вести, отмечает журналист. Требовать честных выборов от властей наивно. Также вряд ли стоит ждать резкого роста числа участников митингов при откровенном равнодушии большей части москвичей (и большей части россиян), считает Новопрудский.
И вряд ли получится устраивать массовые митинги с постоянным увеличением числа участников регулярно каждую субботу в течении хотя бы 3-6 месяцев. На массовое стояние толп на площадях в центре Москвы также рассчитывать не приходится. Стоит отметить, что часто именно готовность граждан долгое время не расходиться бывает решающим фактором в мирном противоборстве с властями, пишет журналист.
Больше всего российские власти боятся «майдана», полагает Новопрудский. Действующая российская власть и провластная бизнес-элита (в которой немало силовиков из-за сращивания спецслужб с бизнесом за последние 20 лет) заботится лишь о самосохранении и передаче своих денег потомкам, предполагает журналист.
По его мнению, прошедшие митинги указывают на переход борьбы за власть в стране в иное качество. Власти охраняют свои богатства и возможность передать их наследникам в отсутствии законных способов этой передачи, при умирании всех институтов. При таком раскладе — особенно на фоне транзита-2024 — власти не хотят играть в «демократию», считает журналист.
По его мнению, все идет к тому, что власть в РФ теперь будет доказывать свою законность «дубинками, а не выборами». При этом представителей власти не беспокоит, как они выглядят в глазах граждан или мирового сообщества, считает журналист.
По его мнению, четкое выявление настоящей сущности и целей действующей власти в ходе недавних митингов является пока основным и единственным достижением протестующих. Власть готова к смертельной битве за нажитое, полагает журналист. Но готовы ли к такой схватке те, кто против этой власти?