Медики полагают, что уголовное наказание за врачебные ошибки следует применять крайне редко.
СК же высказывается за криминализацию медицинских ошибок. В 2018 году в СКР были сформированы спецотделы по врачебным ошибкам; структура предложила внести в УК уголовную ответственность за медицинские преступления (наказание — тюремный срок от 2 до 7 лет). Глава СКР — сторонник криминализации врачебных ошибок.
Уголовных дел за медицинские ошибки заводят все больше. В 2017 году, когда СК в первый раз отчитался о работе по расследованию медицинских ошибок, было возбуждено свыше 1,7 тыс. уголовных дел против медиков. В 2018 году на них было возбуждено уже 2029 дел.
По мнению политолога Георгия Бовта, чем больше будет таких дел, тем больше станет поток жалоб недовольных пациентов и их родных. Политолог считает, что граждане начинают воспринимать СК почти как основной «эффективный» орган реальной реформы здравоохранения. Именно он в восприятии обывателей поможет удалить из рядов медиков неграмотных специалистов, которых выпускает полублатная и неэффективная система медобразования в РФ.
Тему о вредителях люди подхватят, считает политолог. На них будет вымещено их недовольство снижением качества здравоохранения и его доступности, полагает Бовт.
Расходы бюджета на медицину явно занижены, средств не хватает. А чем меньше средств, тем труднее соблюдать необходимые регламенты, у медиков возрастает соблазн сэкономить на процедурах либо медикаментах.
Нищета российского здравоохранения будет и далее провоцировать рост количества медошибок и халатности. То, что в прочих государствах отдают на откуп профессиональным сообществам (правильность действий медика в неоднозначной ситуации), в РФ будет решать следователь.
По мнению политолога, криминализация ошибок врачей повлечет «паралич» воли медика во всех трудных случаях. Врач будет озабочен тем, как бы не попасть в тюрьму, а не тем, как помочь человеку со сложным случаем. Он начнет его гонять по кругу согласований вместо оказания быстрой помощи.
Он предпочтет не брать ответственность на себя, а поделить ее с коллегами. Врачи начнут скрывать неоднозначные итоги лечения и коллеги не смогут учиться на их ошибках. И экспериментальные методы врачи предпочтут не применять даже в тех случаях, когда на них будет оставаться последняя надежда.