Вокруг феномена, который породил российский президент, подписав очередной «майский» указ, размножается все больше правительственных документов.
Экономика не растет, но растет количество нацпроектов, отмечает экономист Евгений Гонтмахер. Начиналось лишь с 9 национальных целей, среди которых было снижение бедности, которое так часто упоминается. В 2019 году Росстат обнародовал доклад по итогам своего многолетнего исследования о том, как исчислять бедность.
В нем сообщается, что бедность «многомерна» и для оценки ее масштабов нужно применять несколько методов: во-первых, нужно применять метод «многомерности»; также стоит использовать депривационный (т.е. оценивающий «лишения») подход; необходим анализ социальной исключенности. На этом фоне на «национальную цель» по бедности смотришь с явным недоумением, пишет экономист.
При рассмотрении национальных целей, посвященные инновациям, ясно, что в тексте указа сообщается об «увеличении количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа». Как возможно осознать, что такое «технологические инновации»? И какие организации имеются в виду? Если это все юридические лица, зарегистрированные в РФ в этом году, то ведь их миллионы.
Для утверждения этих идей Путин поручил разработать теперь уже 12 национальных проектов (программ) по темам, связанных с 9 «национальными целями» непонятной логикой, считает экономист. Так, отставание в сфере здравоохранения может обнулить рост в сфере качества образования, сильно задержит создание рынка высококвалифицированных кадров, столь необходимых для «технологического развития». Также стоит отметить, что ни в образовании, ни в других социальных сферах улучшения ситуации не предвидится.
В сущности нацпроекты оказались объединением более мелких, так называемых федеральных проектов, просто механически объединенных под общей шапкой, считает экономист.
Чтобы что-то понять про планы реализации «майского» указа, нужно иметь необыкновенные бюрократические способности, отмечает Гонтмахер. Возможно, именно поэтому власти недавно выпустили очередной документ, который должен помочь разобраться в множестве бумаг и ответить на основной вопрос: как именно всё будет происходить в реальности.
Так, например, две национальные цели — «обеспечение устойчивого естественного роста населения» и «повышение ожидаемой продолжительности жизни» — объединены в один раздел, в котором повторяются целевые параметры из «майского» указа, а затем применяются обороты типа «будут обеспечены» без всякой разбивки на конкретные указания, связанные со сроками и расходами. И так по всем национальным целям, считает экономист.
Благодаря чему будет обеспечен перелом тенденции уже в этом году? Объяснений нет, пишет Гонтмахер. По его мнению, непонятно как национальные цели из «майского» указа будут исполняться. Впрочем, испытанный вариант есть — это манипулирование методиками и отчетностью, отмечает экономист. А россиянам от этого ничего не перепадёт. Для власти будет хорошим вариантом, если социальная ситуация останется в рамках политической стабильности, полагает экономист.