Политический деятель Владимир Милов рассуждает поповоду перспектив Украины после недавних выборов иизбрания Владимира Зеленского.
В Молдове и Грузии также проходят демократические выборы и есть некая степень свободы, что значительно отличает их от РФ. И вроде власти этих государств продолжают говорить о курсе на вступление в ЕС и НАТО. Но в реальности всем понятно, что здесь что-то не так: модернизация давно затормозилась, курс на ЕС остался лишь на уровне риторики, а политической системой, формально конкурентной, управляют остающиеся в тени олигархи — Плахотнюк в Молдове и Иванишвили в Грузии, пишет Милов.
Таким образом, общество этих стран очевидно отвергает авторитарные ценности путинского режима, но прогресса все же нет. Это страны, застывшие в состоянии «частичной свободы без всякой модернизации». Неужели это состояние является судьбой постсоветского пространства — вместо прорыва в будущее, похожее на европейское, так и остаться «европейской Африкой», где не функционируют институты развитого общества, а всем заправляют интересы олигархов, предпочитающих оставаться в тени?
По мнению Милова, Украина сейчас является главной альтернативой путинской модели власти, которая предполагает, что население не значит ничего, оно лишь расходный материал для геополитических игр руководства страны. На Украине все не так, что она и доказала многолетним сопротивлением всем попыткам насадить диктатуру. Это является необходимым условием, но одного его недостаточно, считает политик.
На Украине почти 30 лет проходят свободные выборы, страна 3 раза избавлялась от авторитарной модели власти (КПСС, Кучма, Янукович), а счастья все нет. Украина до сих пор одна из самых бедных стран в Европе, и перспектив прорыва не наблюдается, считает Милов.
По его мнению, за прошедшие 5 лет Украина выказала значительную сопротивляемость любой модернизации. Списать все это на «российскую агрессию» и военные действия было бы нечестно: у Саакашвили в Грузии были похожие проблемы с РФ, но несмотря на это страна совершила гигантский по масштабам бывшего СССР рывок в 2003–2008 годах, за те же 5 лет.
На Зеленского сейчас ложится особенная историческая миссия: либо сейчас, либо никогда, полагает Милов. Либо Украина все-таки пойдет по пути создания действительно европейского государства, либо застынет в рамках «молдавизации».
Перспектива при этом не хороша, полагает политический деятель. Украина, по всей вероятности, является самым сложным случаем в Европе: существенные изменения политико-экономической сферы ей нужно осуществить с новым президентом, у которого нет опыта проведения подобных реформ.
По мнению Милова, пока ничто не указывает на то, что Зеленский способен самостоятельно решать серьезные вопросы. После триумфальной победы он замолк, предпочитая предоставлять слово советникам для пояснения своей повестки.
Перед новым главой Украины стоит ряд вызовов. Это газодобыча: Украина может нарастить добычу газа, если передаст старые месторождения в частные руки. Необходимо приватизировать и разделить газодобычу, и страна сможет добывать 35 млрд кубометров газа ежегодно, а не 20, как сейчас. Следующий вызов: банковский сектор. Более 50% активов банковской системы Украины находится в руках четырех крупнейших госбанков. Сложившаяся монополия несет массу проблем — банковский сектор страны малоэффективен, тормозит развитие экономики.
По словам Милова, настоящий реформатор «разогнал бы это болото» и не слушал бы слов об «угрозе нацбезопасности» (что является обоснованием сохранения госмонополии и управления денежными потоками). Зеленский пока не высказывался на эту тему, поэтому олигархи уже видят в нем «слабака», и считают, что можно начинать наступление, и новый президент не посмеет воспротивиться.
Милов пишет, что Зеленский не производит впечатления «подкованного» человека с выраженной политической волей. Поэтому Украина рискует снова впасть в долгое зависание без реальных реформ при сохранении формально конкурентной политической системы.