Удивительным образом в 14-м майском указе обойдена тема того, планируются ли радикальные изменения в структуре внешней торговли РФ и ее места в мировом разделении труда в будущие 6 лет, отмечает экономист Валентин Катасонов.
Либо все останется по-старому, то есть наша страна останется сырьевым придатком Запада. Неясно, будет ли рост несырьевого экспорта замещать экспорт углеводородов и природных ископаемых (нефти, газа, леса и так далее) либо он останется лишь дополнением к нынешнему сырьевому экспорту. По словам экономиста, есть подозрение, что неясно это и авторам проекта указа.
За время существования РФ было много разговоров относительно того, что структуру российской внешней торговли необходимо изменить: снижать в экспорте долю сырья и увеличивать долю продукции обрабатывающей промышленности, отмечает экономист. Но за прошедшие 20 лет сырьевая ориентация экспорта РФ только возросла, а экспорт в области промышленного (машиностроительного) сектора значительно снизился.
По мнению экономиста, ни в коем случае нельзя допускать перекосов излишнего вовлечения РФ в сферу глобальной торговли и мирового движения капитала, поскольку эти области находятся под контролем Запада.
РФ сохранит национальный суверенитет только в том случае, если будет обладать своим развитым внутренним рынком, а глобальный рынок может служить лишь дополнением, пишет Катасонов.
По словам экономиста, очевидная значительная зависимость России от экспорта (а поэтому и от импорта) позволяет Западу управлять РФ (посредством управления рынком нефти, через санкции).
Формулировки майского указа нужно понимать так: увеличение российского экспорта будет происходить во всех направлениях, а не только в направлении «несырьевых» секторов. То есть, приоритет остается за внешними рынками, отмечает экономист.
О внутреннем рынке в майском указе ничего не упоминается. Соответственно, «по умолчанию» как и ранее развивать его будут по «остаточному принципу». Таким образом можно сделать вывод, что экономика РФ будет и дальше деградировать, становясь все более сырьевой, считает экономист.