Летчик-космонавт Юрий Батурин изложил собственную версию аварии на «Союзе» и рассказал об основных причинах кризиса в космической отрасли РФ.
11 октября стартовавший к МКС экипаж не долетел до космоса. У ракеты выключились двигатели. Далее сработала система аварийного спасения экипажа, который в капсуле по баллистической траектории спустили на землю. Космонавты Овчинин и Ник Хейг остались живы.
Это весьма серьезная недоработка, поскольку сорвано задание для экипажа, отмечает эксперт. После случившегося потребуется принимать определенные меры. Придется как минимум перестраивать режим работы МКС.
По словам эксперта, ракета-носитель типа «Союз» очень надежна. Конструкторы предусмотрели практически все сложности и нюансы. Аварийная система ракеты не раз спасала жизни экипажам.
В ходе последнего инцидента двигатели заглохли на второй ступени, но экипаж остался жив. Как подобная авария могла произойти в принципе, рассуждает Батурин. По его словам, корни существующего печального положения в космической отрасли РФ следует искать глубоко.
В 1990-е годы приняли закон о техническом регулировании, отменяющий все ГОСТы, существовавшие в СССР. Вместо этого предполагалось вводить иные стандарты качества, которые регулировались бы законодательно.
Но такие новые госстандарты так и не приняли, и решение этого вопроса осталось в руках самих производителей. Именно по этой причине деградировала вся российская техническая сфера, а космическая отрасль является всего лишь частным случаем, отмечает эксперт.
Предприятия сами создают удобные им стандарты. Старые ГОСТы сохранились, но соблюдать их не обязательно. Из-за этого сразу же снизилась надежность всей технической продукции, сообщает Батурин.
Это произошло не сразу. Но за то время, как отменили ГОСТы, с производств ушли профессионалы старой школы. Пришедшие им на смену уже не могут так работать, считает эксперт.
У основателя космической отрасли СССР Королева было правило: если сотрудник ошибся — он должен об этом рассказать, поскольку так быстрее можно будет обнаружить ошибку. За это сотрудников не наказывали.
А теперь никто этого делать не будет, поскольку рискует лишиться своей небольшой премии. И из-за ряда подобных копеечных расчетов снижается надежность всей космической промышленности РФ, отмечает эксперт.