Журналист Ольга Романова рассказала об изменении своих взглядов на реформу ФСИН.
Она сообщает, что ранее, при составлении новой концепции ФСИН, она руководствовалась принципом «требуй большего, получим хоть что-нибудь». И любое изменение было бы полезно.
Раньше общество не слишком занимали эти вопросы, поскольку существовал определенный набор штампов в сознании: в тюрьме сидят преступники, тюрьма не санаторий. Да и позиции ФСИН отличались стабильностью. Но сейчас все поменялось, пишет Романова.
О применении пыток и нарушении прав человека в тюрьмах стали говорить все. А все попытки ФСИН «сохранить лицо» с позором проваливаются. И о глобальном преобразовании ФСИН (фактически о ликвидации службы) стала говорить уже Валентина Матвиенко.
Ранее она озвучила здравую и очевидную мысль о разделении ФСИН на гражданское и силовое ведомства. Но то, что очевидно для стран Европы, не является очевидным для РФ, отмечает журналист.
Матвиенко предложила поручить охрану и контроль Росгвардии. А полномочия ФСИН, как субъекта оперативно-розыскной деятельности, она предложила делегировать МВД. Перевоспитанием и реабилитацией должен будет заняться Минтруд. Подобная реформа значительно улучшит положение заключенных, считает Романова.
Процесс исправления людей, нарушивших закон, связан и с уголовной политикой страны (прежде всего, с судами, дающими, например, 4 года за лайки), и с работой полиции и СК, отмечает журналист. Пытать зачастую начинают не на зоне, а в отделениях полиции.
В РФ бытует практика, когда невиноватому гражданину начинают «шить дело», запугивают, обманывают, принуждают давать показания. Все это влияет на тюремное население и его общее настроение, считает Романова.
По ее мнению, необходимо реформировать прокуратуру, поскольку как институт она практически не функционирует (как и суд). Нет системы социальной реабилитации освободившихся из тюрем людей, зачастую их не берут на работу.
Без существования различных НКО не может быть подлинного общественного контроля за соблюдением прав человека в колониях, ни полноценной социализации, обеспечивающей полноценное включение гражданина общественную жизнь.
Часто НКО в РФ пребывают под жёстким прессингом. Они признаются иноагентами. Им могут ограничивать деятельность и не давать работать. А о том, чтобы допустить их в тюрьмы и прочие подобные заведения даже не упоминается.
Однако доступ туда разрешен разным государственным и окологосударственным проходимцам, составляющим красивые программы под правительственные гранты о создании восстановительных центров для бывших зеков. В реальности все заканчивается обычным распилом, сообщает журналист.
Контроль общества является ключевым инструментом для создания оптимальной пенитенциарной системы, полагает Романова.
Реформирование ФСИН необходимо. Но проведение этой реформы зависит и от проведения прочих реформ, прежде всего изменения судебной системы. Для этого требуется политическая воля, но это уже совсем другая тема, пишет журналист.