Реформа пенсионной системы РФ, как и социальной политики, необходима.
Она неизбежна вследствие существования множества связанных с этими сферами факторов, например модернизации производственного процесса, цифровизации и так далее, считает член думского совета по цифровой экономике Никита Куликов.
В 1930 году в СССР ввели первые пенсионные пособия. Время шло, условия жизни менялись, продолжительность жизни росла, пособия индексировались, но возраст выхода на пенсию не менялся. В настоящее время ведутся дискуссии о возможности роботизации и автоматизации рабочих мест и частичного замещение человека в ряде профессий.
Жизнь существенно изменилась, а социальная поддержка осталась на уровне 30-х годов прошлого века, отмечает Куликов. По его мнению, забота о населении в СССР была на высоком уровне, опередила свое время и до сих пор сохраняет преимущества по сравнению с отдельными иностранными аналогами.
Нынешняя система пенсионного обеспечения устарела вследствие проведения очередной «промышленной революции», подразумевающей рост автоматизации производственных процессов и масштабное внедрение робототехники.
Эти процессы, в конечном счете, повлияют на востребованность на рынке труда рабочих-людей. Ряду категорий автоматизированных профессий правительство должно будет обеспечить возможность раньше выходить на пенсию, считает Куликов.
Для защиты граждан, не достигших пенсионного возраста, но, из-за объективных причин, не имеющих возможности найти работу в условиях изменившейся экономики, было введено понятие «безусловный основной доход», что является однозначной эволюцией пенсионной системы, полагает Куликов.
В экономике нет четкого понятия безусловного базового дохода. Идея его введения — не научная концепция, а, скорее, руководство по кардинальному изменению мира.
Суть ее состоит в том, что государство регулярно выплачивает каждому гражданину некую денежную сумму просто так, за то, что он существует.
Сторонники концепции полагают, что нововведение позволит людям стать свободнее, меньше работать и заниматься самореализацией.
Политтехнолог Петр Милосердов полагает, что «требование введения БОД — это публичный вызов алчной и архаичной политике российских властей». При этом он отмечает, что введение БОД может вызвать множество споров.