Оставить работу маркетплейсов без законодательного регулирования невозможно, это не отвечает интересам потребителей. С таким заявлением в беседе с INFOX.ru заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.
Ранее в Общественной палате РФ состоялось обсуждение законопроекта, который призван регулировать работу маркетплейсов. Представители отрасли высказались против многих его положений.
Ключевые ноу-хау
Любая отрасль, которую предполагается регулировать в силу закона, выдвигает стандартные аргументы, парирует депутат Кирьянов. Самыми популярными отговорками он называет доводы о предстоящем повышении цен на продукцию и массовое увольнение сотрудников.
«Эти доводы очень далеки от реальности, а повышение конечной стоимости если и происходит, то на доли процента, не существенные для покупателя, желающего получить гарантированно качественный, оригинальный продукт. Примерно также я бы оценил и риторику по регулированию маркетплейсов», — говорит законодатель.
Кирьянов отмечает, что важно сделать это регулирование устраивающим все стороны процесса, для этого ведется подробный диалог на различных площадках.
Новый закон предполагает несколько нововведений:
- законодательное закрепление понятия «маркетплейс»;
- запрет ограничения доступа к личному кабинету продавца или покупателя;
- запрет на продажу товаров под собственными торговыми марками (СТМ) владельца маркетплейса в случае, если аналогичный товар уже представлен на площадке;
- ограничение возможности изменять договоры оферты чаще, чем раз в год.
Маркетплейсы против
Запрет на изменение договоров оферты и возможность продажи СТМ-товаров – основные пункты, против которых выступают маркетплейсы.
«Ни один бизнес не может работать, зафиксировав цены раз в год. Мы все знаем, к чему приводит, когда директивно ограничиваются цены и вводятся запреты их менять. Первая реакция всех маркетплейсов будет заложить завышенные тарифы сразу на год», — заявил в Общественной палате заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. Его позицию поддержали представители Wildberries, AliExpress и «Яндекс Маркета».
«По вопросу комиссий продавцов тоже детально разбираться - сегодня предприниматели жалуются на «скрытые» комиссии в зависимости от статуса, это тоже должно стать абсолютно прозрачной историей и для участников процесса, и для государства», — указывает в свою очередь депутат Артем Кирьянов в беседе с INFOX.ru.
Он также отмечает, что для обеспечения интересов покупателей будет правильным рассмотреть систему страхования ответственности — тогда долгие судебные споры и претензии перейдут в плоскость автоматических решений, а некачественный товар, подделки уйдут с рынка. Кирьянов выразил уверенность, что законодательное регулирование отрасли онлайн-торговли с учетом интересов всех сторон необходимо – «оно привнесет стабильность в отрасль, затрагивающую сегодня практически каждого россиянина».