Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:15
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Начало «большой войны» или пропаганда: что стоит за ударом Ирана по  базам США

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Атака иранских сил по американским объектам в Ираке вызвал бурную реакцию. Как ее оценили в России и мире?

В ночь на 8 января КСИР нанесли ракетный удар по двум американским базам в Ираке. Иранские государственные агентства сообщили о гибели 80 человек. Американские СМИ передали, что жертв среди военных США не было. По данным CNN, иракские власти предупредили США о целях удара заранее.

Реакция

В Минобороны Ирана заявили, что следующий удар Тегерана зависит от действий Вашингтона. Если он атакует в ответ, то последует очередная мера. Верховный правитель ИРИ аятолла Али Хаменеи назвал ночной удар «пощечиной» Соединенным Штатам. По его словам, этого недостаточно: необходимо прекратить «коррумпированное присутствие США в регионе». В КСИР отметили, что операция «Мученик Сулеймани» стала ответом на убийство иранского военачальника.

Президент США Дональд Трамп заявил, что пока подсчитывается ущерб и число жертв. По его словам, «пока все в порядке». Он обещал выступить с заявлением на следующий день. В Ираке сообщили, что Иран предупредил об ударе, поэтому жертв удалось избежать.

В Турции и Сирии заявили, что Иран имеет право на силовой ответ. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган запретил американским военным использовать базу Инджирлик для атак по иранским объектам. В случае нарушения запрета турецкие военные заблокируют авиабазу, заявил он. Сирийский президент Башар Асад возложил всю ответственность за эскалацию в регионе на Соединенные Штаты.

Символический удар

Ракетный удар по американским объектам в Ираке имеет скорее пропагандистский характер, нежели военный. Он похож на атаки, совершенные по лагерям иранской оппозиции в Ираке или по позициям ИГ (запрещено в РФ) после нападения на меджлис ИРИ. Эти ответы были демонстративными, сказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Аналитик Анатолий Несмиян увидел в иранском ответе расчет на небольшой конфликт, который не разрастется в большую войну. По его мнению, в пользу этой версии говорит выбор целей — базы в Ираке, на который якобы «плевать всем». Он отметил, что Тегерану не хватит ракет на продолжительное время, поэтому для него важен «политический аспект» атаки. Иранские власти могут рассчитывать на «военный психоз» внутри страны и эвакуацию США из Ирака. Однако нет гарантий, что конфликт останется на локальном уровне, подчеркнул эксперт.

Возможна ли война?

Публицист Александр Баунов предположил в фейсбуке, что Дональд Трамп не готов к «большой войне». В противном случае его реакция на иранскую атаку не была бы такой сдержанной. В этих условиях Ирак становится «проходным двором», в котором две страны выясняют отношения. Кроме того, в США грядут президентские выборы. Образ Трампа предполагает, что он «не слабак и не размазня», следовательно, должен ответить Тегерану, добавил автор.

Он увидел в происходящем на Ближнем Востоке «цепочку эскалаций». Перед Новым годом американские базы в Ираке атаковали неизвестные боевики, за которыми, по версии США, стоит Иран. В ответ Соединенные Штаты ударили по иракским шиитским ополченцам, которые впоследствии устроили протесты у посольства США в Багдаде. На это Вашингтон ответил ликвидацией знаменитого иранского генерала. В итоге Иран открыто ударил по объектам США. Теперь если Трамп не ответит, то окажется «недальновидным слабаком», а если ответить, то может быть еще хуже, пояснил публицист.

Журналист Дмитрий Колезев назвал реакцию американского президента на удар «слегка растерянной». Он предположил, что США не нужна еще одна «маленькая победоносная» война в ближневосточном регионе. Более того, она вряд ли будет маленькой и победоносной, добавил автор.

Сенатор Константин Косачев выразил надежду на то, что у США сконцентрируются не на ракетной атаке, а на официальном ответе Ирана. В нем говорится, что «пропорциональный ответ завершен». По мнению политика, у Вашингтона появилась возможность «разорвать замкнутый круг взаимного насилия и увести ситуацию в политическую плоскость». Он подчеркнул, что этот шанс нельзя упускать вне зависимости от планов американских и иранских радикалов.

Реклама