К задержке в реализации проекта приведут требования Дании провести дополнительную экологическую экспертизу по участку «Северного потока — 2».
Датское энергетическое агентство обратилось с запросом к оператору проекта Nord Stream 2 AG, чтобы найти маршрут с наименьшим влиянием на окружающую среду и судоходство. Однако для российской компании «Газпром» это обращение стало негативным фактором из-за угрозы задержки строительства трубы, говорится в материалах рейтингового агентства Moody’s.
Аналитики полагают, что данные препоны могут ослабить позиции «Газпрома» в переговорах с Киевом по транзиту голубого топлива после 2019 года. Из-за задержки в строительстве транзит через украинскую территорию может вырасти до 50 миллиардов кубометров газа вместо запланированных 15 миллиардов. Это увеличит стоимость прокачки в сравнении с «Северным потоком −2», добавили в Moody’s.
Дания попросила включить в экологическую оценку проекта вариант прокладки трубы в своей исключительной экономической зоне южнее острова Борнхольм. Поиски обходного маршрута Nord Stream 2 начались из-за изменений в законе Дании о континентальном шельфе. Они предполагают отказ в строительстве трубопровода в территориальных водах страны. Второй вариант строительства выводит трубу из-под действия датского законодательства и передает ее Конвенции ООН по морскому праву. Однако первый вариант, затрагивающий Данию, является более удобным для Nord Stream 2 AG.
По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, Дания затягивает строительство и прекрасно это понимает. Ее просили дать разрешение или отклонить заявку, однако она никак не отреагировала и запросила новые исследования. Датское агентство понимает, что для проведения экспертизы потребуется остановить строительство. Это приведет к тому, что морскую часть проекта не успеют построить к концу текущего года, отметил эксперт в комментарии RNS.
По его мнению, «Газпром» выберет строительство обходного маршрута, если в ближайшее время ситуация не разрешится. Альтернативный вариант длиннее на 80-90 километров, однако строительство успеют завершить к концу 2019 года. Дания же может указать на отсутствие отказа со своей стороны, хотя заявки поступили еще весной прошлого года.
Копенгаген стал жертвой прессинга Вашингтона, пояснил аналитик. США заставили Данию принять поправки, которые предполагают рассмотрение заявок не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения угрозы для нацбезопасности. Закон приняли уже после подачи заявок и Дания не стала применять его к ним. Однако согласие на реализацию маршрута она тоже не выдала. Вместо этого она потребовала провести дополнительные исследования.
Аналитик подчеркнул, что наиболее оптимально для «Газпрома» строить морскую часть трубопровода по обходному маршруту. Это позволит доделать ее до конца года. Вопрос останется в том, успеют ли построить сухопутную часть до этого времени, подчеркнул Юшков.