Издание выяснило, как и когда российские власти пришли в Telegram и получили контроль за популярными политическими каналами.
Несколько лет назад сформировался рынок анонимных Telegram-каналов, на котором сегодня активно присутствуют Кремль, «Роснефть» и клан Ковальчуков. О этом пишет «Проект» со ссылкой на собеседников в администрации президента, авторов каналов и другие источники.
Экспансия Кремля в Telegram
Президентская администрация отслеживает появляющуюся в телеграме информацию. Два года назад она начала нервничать из-за роста популярности анонимных каналов, к которым не имела отношения. Их активной аудиторией источники назвали около 200 тысяч человек. Немного в сравнении с аудиторией телевидения, однако аудитория является элитной: в нее входят журналисты, госслужащие и представители интеллигенции.
Быстрый рост популярности каналов провластные авторы объяснили отсутствием свободных СМИ и закрытостью власти, которые породили дефицит. Каналы же создавали иллюзию о правде, которую якобы транслировали инсайдеры. При этом потребность в инсайдах была в первую очередь у чиновников, которые сами страдали от нехватки информации. Однако никаких инсайдеров не оказалось, выяснили кремлевские представители. Публикации сливов были обманом, что показал пример «Незыгаря». Его авторы брали информацию из эксклюзивных материалов новых выпусков федеральных газет, которые обычно публикуют на сайтах ночью, и представляли как свои «инсайды». Аналитику же доставали из общедоступных блогов политологов и других экспертов.
Первые вливания в заход в Telegram Кремль выделил на рубеже 2016–2017 годов. Чиновники просили сотни миллионов рублей на эти цели. Для работы в этом направлении АП наняла подрядчиков. Одним из них стали бывшие «Наши», включая экс-пресс-секретаря движения Кристину Потупчик. Она владеет несколькими каналами, среди которых Ortega, «Акитилоп» и «Полный П».
Другой подрядчик — Фонд развития гражданского общества. Им руководит экс-глава внутриполитического управления АП Константин Костин. Фонд связан с «Методичкой», «Минправдой» и Д///ИХАДом.
Другие игроки
По данным источников, за популярным каналом «Незыгарь» стоит куратор информационной политики Кремля Алексей Громов, а управляет им владелец компании «М 13» Владислав Клюшин. Она является разработчицей системы мониторинга СМИ «Катюша», которой пользуются Минобороны и президентская администрация.
Каналом «Караульный», который ранее вели провластные журналисты и политологи, с прошлого года владеет государственная компания «Роснефть». Она приобрела его за 10 миллионов рублей. Ей также принадлежат «Буровая» и «ТЭК-ТЭК». Поле покупки «Караульного» в нем перестали появляться негативные упоминания «Роснефти» и участились хвалебные отзывы о ней. Пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев опроверг покупку «Караульного».
Канал Mash, который контролировал Арам Габрелянов, сейчас управляется представителем клана Ковальчуков (сыном президента «Национальной медиа группы» Ильей Ковальчуком). Ранее семейство также контролировало «Незыгаря».
Собеседники издания назвали причиной быстрого захвата анонимных каналов Кремлем и другими крупными игроками продажность владельцев. При наличии денег (по меркам АП, не самым больших), можно зайти почти в любой канал.
Комментарий Кремля
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отказался комментировать присутствие АП в телеграме. Он добавил, что в мессенджере есть много ресурсов, отражающих разнообразие точек зрения российских граждан.
По словам Пескова, есть каналы из «лагеря критиков Кремля», есть те, кто «пытается объективно критиковать те или иные процессы» и кто «делает это в заказном платном режиме», а также поддерживающие Кремль. Такую ситуацию он назвал многообразием.