Минфин решил помочь российским авиакомпаниям с покупкой иностранных самолетов. Тем самым ведомство признает, что одна из главных причин кризиса на рынке воздушных перевозок -- неэкономичность и устарелость российского авиапарка. С другой стороны проблему помощи авиаперевозчикам решает Генпрокуратура: она начала проверку поставщиков и производителей керосина.
Министр транспорта России Игорь Левитин провел совещание, на котором обсуждались меры государственной поддержки авиакомпаний в ситуации, складывающейся на рынке. В совещании приняли участие руководитель Росавиации Геннадий Курзенков, представители Ространснадзора, Росаэронавигации, крупнейших российских нефтяных и авиакомпаний, Минфина России, ФСТ, Минэнерго, Торгово-клиринговой палаты.
Участники совещания согласились с предложением Минтранса о целесообразности заключения долгосрочных прямых контрактов между авиакомпаниями и поставщиками топлива. О деталях встречи сообщает пресс-служба Минтранса. По итогам обсуждения была достигнута договоренность о том, что в течение недели будут представлены предложения по выработке механизма ценообразования при заключении таких контрактов, а также разработан порядок доступа нефтяных и авиакомпаний к инфраструктуре топливно-заправочных комплексов в аэропортах.
Послабления авиаперевозчикам
Левитин информировал участников совещания о предложениях Минтранса, реализация которых позволит обеспечить стабильную работу авиаперевозчиков в условиях финансового кризиса. В частности, речь идет об отмене ввозных пошлин на воздушные суда иностранного производства и их поставку на условиях лизинга при условии заключения соглашения с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с российскими авиакомпаниями на поставку аналогичных воздушных судов российского производства.
Кроме того, предлагается предоставить авиакомпаниям отсрочку на 18 месяцев по уплате таможенных пошлин и НДС за воздушные суда иностранного производства и комплектующие к ним (в том числе двигатели) без предоставления обеспечения обязательств по их уплате. Установить срок таможенного оформления запасных частей для воздушных судов не более суток с момента поступления на таможенные склады. Минтранс считает необходимым сохранить до 1 мая 2009 года установленные размеры ставок тарифов и сборов за услуги по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию на внутренних регулярных перевозках. Также признано целесообразным рекомендовать кредитным организациям с государственным участием осуществлять кредитование авиапредприятий для поддержания их операционной деятельности по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов.
Заоблачные цены
Перебои с выполнением рейсов возникли у многих российских авиакомпаний после летнего роста цен на авиатопливо. Эксперты признают, что наиболее остро проблемы испытывают эксплуатанты устаревших воздушных судов российского производства. Сегодня стало известно, что в связи с удорожанием цен на топливо с 9 ноября отказывается от использования самолетов отечественного производства один их крупнейших российских перевозчиков S7. На данный момент в парке авиакомпании 36 российских самолетов. Ту-154, которым топлива нужно в два с лишним раза больше, чем А 310 или А 320. В компании привели пример: за час полета «Аэробус» сжигает 2,5 т керосина, Ту-154 -- около 5 т. Подобное же сравнение можно привести и в случае с Boeing и Ил-86.
Тем временем региональные прокуроры начали проверки топливозаправщиков, поставщиков и производителей авиакеросина на предмет искусственного завышения цен. «В ходе проверок особое внимание будет обращено на обоснованность установления и изменения цен на авиатопливо, противодействие созданию незаконных схем реализации нефтепродуктов с использованием различного рода посреднических структур с целью получения незаконных доходов и их легализации», -- говорится в сообщении Генпрокуратуры. Прокурорская проверка последовала после вчерашнего письма ФАС в адрес семи нефтяных компаний с требованием привести цены на топливо в соответствие с рыночными.