Масштабная программа перепрофилирования старых советских кинотеатров в Москве привлекла к себе удивительных персонажей. INFOX раскрывает их сомнительные хитросплетения.
Сладкий тендер
Что такое московский кинотеатр? Это, конечно, место культурного обогащения, но в первую очередь – несколько тысяч метров ценной недвижимости. Коммунисты по меркам современных ценностей были настолько экономически неграмотны, что строили кинотеатральные залы даже в центре города – там, где нормальный предприниматель обустроил бы торговый или бизнес-центр.
Но вот пришли времена чиновного капитализма, и появилась программа по преображению бывших советских кинотеатров. В 2014 году этой проблемой озаботились главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и вице-премьер по строительству Марат Хуснуллин. «Миссия проекта – возродить исторические районные центры притяжения», - говорили они.
А чтобы эти центры возродить, город собрал эти «центры притяжения» в один пул. Нехорошо же, когда разные застройщики получают прибыль от «возрождения» – надо, чтобы всё досталось одному правильному партнёру.
Тогда, в 2014 году, в УФАС поступила жалоба муниципального депутата на объединение лотов. Автор обращения справедливо констатировал, что «объединение всех кинотеатров в один лот приводит к тому, что принять участие в аукционе сможет только один крупный покупатель, который, в итоге, получит возможность купить недвижимость по очень выгодной цене без конкурентной борьбы». Кроме того, договор был заключён на очень сладких для покупателя условиях: никаких обязанностей по содержанию объектов, право делать с ними всё что угодно.
Уважаемые партнёры
«Правильным партнёром на данный момент является зарегистрированное всего месяц назад ООО «Место встречи». Именно ему принадлежат 39 зданий, выкупленные у московской мэрии за скромные 9,6 млрд рублей ещё в 2014 году. Ценным активом жонглируют: до сентября он принадлежал ООО «ВТБ Индустриальная Недвижимость», а ранее – офшорному «Двойрик Сайпрус Лимитед» (где имел долю Константин Эрнст). Работы велись не столь быстрыми темпами: из 39 проектов реализованы только 16.
Владельцев у «Места встречи» четверо, и все яркие.
Григорий Печерский – управляющий партнёр ADG Group, один из инициаторов проекта в 2014 году. Его брат Михаил – бывший вице-президент Альфа-банка.
Константин Эрнст (49%, основной учредитель) – глава «Первого канала» в представлениях не нуждается.
Александр Тобак – близкий партнёр по адвокатскому бизнесу не менее как Андрея Макарова, бессменного депутата Госдумы, большого друга Гарри Каспарова (признан иностранным агентом) и вообще чрезвычайно сложного человека.
ООО «СБК МБ», доступ к данным об учредителе которого закрыт по инициативе ФНС. Но до этого закрытия компания принадлежала «СБК Проекту», а тот, в свою очередь, «Сбербанк Капиталу». Насколько нам известно, ситуация не изменилась – но зачем-то данные засекретили.
Добавим, что доли всех физических лиц находятся в залоге у «СБК МБ». То есть фактически проект достался «Сберу». 39 столичных зданий, расположенных в самых выгодных точках столицы. Впрочем, одновременно с ООО «Место Встречи» было создано ООО «УК "Место встречи"», владельцами которого выступают те же три физических лица, но уже без всякого Сбербанка. Можно предположить, что эта компания впоследствии будет управлять новыми торгово-развлекательными центрами. Хотя, честно говоря, сейчас в Москве и действующие-то ТРЦ не то чтобы заполнены до отказа.
Подвели к банкротству
Предыдущий оператор, ООО «Эдисонэнерго» (директор – тот же Печерский), бывшая дочка «Дворика» и нынешняя – «ВТБ Индустриальной недвижимости», испытывал серьёзные проблемы. По итогам 2022 года при выручке 1,1 млрд рублей «Эдисонэнерго» получило чистого убытка на 15 млрд рублей (!!!) – неудивительно, что в сентябре подрядчик ООО «Инстрой» потребовал обанкротить компанию. Департамент имущества Москвы также предъявлял претензии из-за неплатежей за аренду земли. В общем, «Сбер» в этой ситуации выглядит практически ангелом-спасителем на белом коне. Ангелом запланированным: уже 2 ноября «КоммерсантЪ» писал, что актив, скорее всего, перейдёт «Сберу».
Кто и как будет возвращать ВТБ выданный на проект кредит в размере 46 миллиардов рублей – вопрос.
Кто реальный владелец многострадального проекта – тоже.
Уши ПИКа
Дело в том, что на тендер 2014 года, предсказуемо прошедший при 1 участнике, собиралась заявиться фирма «Баллдэр» с собственниками в офшорах. РБК писал, что за «Баллдэром» стоит компания «Платформа», управляющая активами ГК ПИК Сергея Гордеева. Но, дескать, в последний момент у собственника изменились планы.
И всё бы ничего, но появившийся в учредителях Александр Тобак, вполне возможно, связан именно с Гордеевым. Кроме того, Тобак – бизнес-партнёр Михаила Черкасова, который одновременно является и старым партнёром Гордеева.
Мы не раз рассказывали, что строитель кошмарных человейников Сергей Гордеев приобрёл похвальную скромность и начал убирать своё имя – но не своё влияние – из бизнес-активов. Так может быть, спрашиваем мы вместе с коллегами из Moscow Post, он ещё раз передумал насчёт столичных кинотеатров и аккуратно зашёл в дело под прикрытием опытного адвоката?
Впрочем, старшим партнёром в проекте всё же является или «Сбер», или Константин Эрнст, бизнес-империя которого заслуживает отдельного расследования – и мы это расследование обязательно проведём.