Парламентарии предложили заменить Всероссийские проверочные работы (ВПР) на другой инструмент проверки качества подготовки учащихся. С такой инициативой к вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой обратилась первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Депутаты рассматривают возможность размещения государственного заказа на создание отечественной системы мониторинга знаний у воспитанников общеобразовательных организаций. По словам Лантратовой, новый механизм должен, в первую очередь, отвечать запросам и интересам педагогического сообщества. На данный момент в этой сфере применяются международные методики.
Парламентарий подчеркивает, что вопрос создания отечественной системы особенно актуализировался в последнее время. По словам родителей и учителей, избыточные проверки лишают школьников мотивации и интереса к учебному процессу. Даже самые активные и инициативные учащиеся не в состоянии справиться с постоянным стрессом.
– Ситуация требует более глубокого рассмотрения, – считает Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко. – Мы давно говорим (уже почти год с момента начала СВО и санкционного давления), что нам необходима национально ориентированная развивающая система оценки качества образования. А глубже – честный ответ на вопрос, чему и как нужно учить наших детей в современном сложном и быстроменяющемся мире, какие базовые грамотности у детей должны быть сформированы и к какому возрасту, как в рамках массового школьного обучения мы можем их сформировать и каким способом измерить. Например, сегодня нам критически важно сформировать у подрастающего поколения инженерное мышление, технологическую, естественно-научную грамотность, деятельностный патриотизм как желание участвовать в развитии своей страны. Нам нужно поколение с инженерным мышлением – пусть не все в итоге выберут профессию инженера, ученого и станут изобретателями, но все без исключения смогут получить базовую настройку человека-творца, способного браться за решение сложных задач, находить нестандартные решения в любой сфере деятельности. Это важно для страны.
Что касается ВПР, важно понимать, что суть ВПР – это исследование соответствия знаний школьников по предметам требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Своего рода федеральный «соцопрос», результаты которого влияют на оценку эффективности самих программ и учебных планов. Простой пример: если массово по стране «западают» некие положенные по ФГОС знания в определенном возрасте – то это не претензия к детям, а повод задуматься системе образования, эффективно ли построен учебник, учебный план и методические рекомендации для педагогов, даже – изменить подходы в подготовке студентов педвузов. Посредством ВПР система образования получает сигнал от школьников – что и где, возможно, пошло не так, и меняется к лучшему. Другое дело, что надо стараться оптимизировать подход к проведению ВПР – и с точки зрения перехода к безбумажным технологиям, и с точки зрения разъяснений и детям, и родителям. Мотивация – великое дело, думаю, дети сами бы относились иначе к этим работам, если понимали бы их значение, а не были бы «задисциплинированы» встревоженными родителями и иногда сверхтребовательными педагогами. Инструмент изменений и поддержки системы не должен становиться инструментом запугивания и стрессов, их в жизни современного ребенка и так хватает. А значит – важно оптимизировать технический подход к ВПР и больше и лучше разъяснять суть процесса детям, родителям и даже педагогам. Мы сейчас много говорим о создании и развитии школьного сообщества – а в сообществе важно понимать друг друга, быть открытыми и работать в команде. Это касается и вопроса с ВПР.
Политконсультант Алена Август считает, что громкие инициативы представителей политических партий имеют шанс на популярность, когда основаны на реальной проблеме, а ЕГЭ и ВПР именно из этой горячей области вопросов. «Другое дело, – говорит Август, – что зачастую такие инициативы ярко загораются, но не всегда становятся рабочей программой. Та же история с ВПР уже звучала в СРЗП пару лет назад. Принцип «отменить и запретить» прост до неприличия, всегда сложнее найти адекватное решение, не ломая систему и давая ей развиваться. Учитывая, что любая контрольная стресс и напряжение, не предложат ли политики в заботе о детях вскоре и это отменить совсем? Посмотрим. А в целом стоит задуматься об улучшении того, что есть и работает, чем тратить весомые бюджетные средства на очередное изобретение велосипеда, пересаживаться на который будет сложно и детям, и родителям, и педагогам. Тут рубить с плеча опасно, важно глубоко исследовать вопрос и – не навредить, особенно детям».