Интересные дела творятся в Пермском крае. Население стекается в краевую столицу, в результате обостряется борьба за контроль над застройкой Перми. Ведут эту борьбу серьёзные люди, но какими-то несерьёзными методами...
Контуры противостояния
Пермский край – регион относительно благополучный. По итогам 2021 года – первого полноценного для губернатора Дмитрия Махонина – край поднялся в интегральном рейтинге социально-экономического положения «РИА Рейтинг» с 20-го на 16-е место. При этом по ряду показателей край существенно отстаёт даже от среднероссийских цифр – так, например, по вводу жилых домов он оказался лишь на 46 месте. И это серьёзный козырь в руках девелоперов: жилищное строительство является одним из фетишей нынешнего федерального правительства. А задавать вопрос, зачем региону со стабильно убывающим населением столько нового жилья, считается неприличным.
А в число крупнейших девелоперов краевой столицы входит мэр Перми Алексей Дёмкин – точнее, влиятельнейший клан Дёмкиных, не находящийся в большой дружбе с губернатором. Противостояние губернатора и мэра главного города – старая уральская традиция, достаточно вспомнить «тёплые» отношения двух свердловских Евгениев – Ройзмана (признан иностранным агентом) и Куйвашева. Издание Moscow Post попыталось разобраться в перипетиях пермской мелодрамы (или всё же боевика?).
Отчество Алексея Дёмкина, которому вот-вот исполнится 50 лет, – Николаевич. Его 72-летний отец Николай Иванович – выходец из «красных директоров» (Пермский завод силикатных панелей), старожил пермской политики, в прошлом – не только депутат краевого (а до этого областного) Заксобрания, но и, более того, секретарь политсовета «Единой России». После отхода аксакала от дел его место в Заксобрании занял младший сын, юрист Евгений Дёмкин. А когда Алексея Николаевича выдвинули в мэры, Евгений унаследовал и кресло генерального директора АО "ПЗСП". Круговорот Дёмкиных в пермской природе.
Итак, перед нами контроль над крупным предприятием, которое из производителя стройматериалов постепенно стало застройщиком (АО ПЗСП), плюс политическое влияние. Этого вполне достаточно для того, чтобы занять доминирующее положение на рынке, да вот беда: 40-летний губернатор Дмитрий Манохин – вундеркинд не только в политике, но и в административной работе: уже в 27 лет он занял кресло главы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, а в 32 регулировал топливно-энергетический комплекс и химпром в федеральной ФАС. И матёрого антимонопольщика, к тому же выходца из «Яблока» (признано Центризбиркомом политической партией), определённо раздражает своевластие единоросов Дёмкиных.
Но вот удивительно – то самое краевое УФАС, которое нынешний губернатор возглавлял пять лет, никак не может подкопаться к пермскому клану. Преемник Махонина на этом посту Александр Плаксин признался, что возбуждённое ФАС дело топчется на месте и предъявить ПЗСП, равно как и проходящему по тому же делу «Пермтрансжелезобетону», в общем-то, нечего. К весне 2023 года обещают объявить результаты: кажется, они лишь упрочат положение Дёмкиных и станут негромкой, но обидной пощёчиной нынешнему губернатору.
И это станет последним предупреждением для Махонина. В Кремле очень не любят, когда губернаторы подставляют вторую щёку.
Удар, ещё удар!
Дело против компании Дёмкиных было возбуждено в июле 2022 года, поводом стало быстрое двукратное (с 4320 до 8560 руб. за 1 кубометр) повышение цен на газобетонные блоки, которые закупали у ПСЗП практически все местные застройщики. Ответчики указывают, что подорожало вообще практически всё, и деваться им было просто некуда. Но интересно, что после возбуждения дела цены спланировали обратно, практически до прежнего уровня («около 5 тыс. руб. за куб», как сформулировал Плаксин).
Из всего вышеизложенного вытекает вопрос, что первично – курица или яйцо, а точнее, некие нарушения со стороны Дёмкиных или административный ресурс Махонина. Молодой губернатор начал свою работу как раз с того, что забрал у пермской городской администрации право выдавать разрешения на строительство – это стало серьёзным вызовом клану.
Формально причиной такого решения стала недостаточная обеспеченность новых микрорайонов Перми – в первую очередь от ПЗСП – инфраструктурой. Теперь краевые власти вроде бы будут требовать от застройщиков больше тратить на вторичные, непрофильные для них социальные объекты.
Дальше – интереснее. По версии журналистки Moscow Post, в ответ Дёмкины предприняли информационную атаку на губернатора через Telegram-каналы и паблики в социальных сетях. Эту кампанию, продолжает издание, могли организовать депутаты краевого заксобрания и городской думы Илья Лисняк и Марк Коробов.
За губернатором не заржавело: в ноябре стало известно, что в отношении Лисняка начата проверка соответствия доходов указанным в декларации суммам. Поводом, по данным, опять же, Telegram-каналов, стало возможное наличие у Лисняка крупного долга, не упомянутого в декларации.
Тем не менее дела у ПСЗП явно идут в гору – назначение Дёмкина-среднего мэром явно этому поспособствовало. Через три дня после начала спецоперации стало известно, что ПЗСП при полном отсутствии конкуренции выиграл конкурс на покупку аварийного здания школы-интерната – теперь на его месте появится очередная высотка. Также ожила похороненная ранее идея строительства жилого комплекса на площадке бывшего завода смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей – в 2016 году план провалился на общественных слушаниях, но кто старое помянет… Под новое строительство создали отдельное юрлицо – ООО «СЗ "К-135"», на 90% принадлежащее АО "ПЗСП", а на все 100% находящееся в залоге у Металлинвестбанка.
* * *
Далее Moscow Post в своей непринуждённой манере переходит от бузины в огороде к дядьке в Киеве – точнее, в недружественной Чехии, где нынешний мэр Перми до 2018 года контролировал две компании. Предлагается поискать, не уходят ли туда нынешние доходы клана – хотя представить себе подобный механизм довольно сложно. Не будем вторгаться в эту щекотливую область, хватит с нас и Пермского края: любители аппаратных войн уже закупили попкорн для просмотра пермской мелодрамы (или всё же боевика?).