На самом деле – фестиваль Мартина МакДонаха, который всего за два дня фестиваля уже успел удивить публику своими истоками, высокой красавицей и отсутствующей пигмейкой.
V юбилейный Международный фестиваль Мартина МакДонаха – это 14 спектаклей, из которых 5 премьерных, и это 10 театров из России, Белоруси и Казахстана.
Валерий Бегунов – театральный критик, публицист и драматург, член правления «Гильдии драматургов России» – справедливо отметил, что фестиваль Пермского театра – это маленькая жизнь, наполненная ирландским колоритом, творчеством, энергией общения.
Специальный гость фестиваля и член жюри Чун Дон Хи, режиссер труппы южнокорейского театра и директор, как выяснилось, пяти фестивалей в Южной Корее, выразил надежду, что удастся организовать международный культурный обмен и совместные мероприятия. В присущей фестивалю легкой ироничной манере члены жюри тут же «порешили» провести, как минимум, российско-корейский фестиваль Мартина МакДонаха в Южной Корее.
А почему бы и нет? В 2014 году никто не мог поверить, что идея проведения фестиваля МакДонаха в Перми увенчается успехом, но ведь – получилось!
И как получилось – ярко, живо, искренне!
Вслед герою
Фестиваль открылся новой постановкой Сергея Федотова по пьесе Джона Синга. По мнению публики и экспертов, спектакль «Ирландский герой – гордость Запада» дает понять, откуда «растут ноги» у историй Мартина МакДонаха. В этой постановке видны многие мотивы, впоследствии подхваченные и переосмысленные МакДонахом.
Интересно, как МакДонах стреляет из ружей, развешанных Сингом в «Ирландском герое»: Кристи никак не может до-убить ненавистного родителя, в отличие от Морин Фолан, Коулмэна Коннора и паренька из «Шестизарядника». Пьяные завсегдатаи кабака Мехоуна фантазируют, что будет, если кто-нибудь откопает расколотый череп – чем, собственно говоря, и занимаются герои «Черепа из Коннемары».
Те, кто знаком с театром и творчеством Мартина МакДонаха, сразу же узнают фирменный стиль постановок: ирландская глубинка, черный юмор, потасовки, пьянство, из интересных событий – чьи-то похороны. Кажется, что жизнь героев предопределена с самого рождения, судьбу не изменить – как ни рыпайся.
Но все-таки мы останемся в рамках мифологической современной инициации, главные герои пройдут трансформацию, и каждый получит то, что в целом заслужил. Насколько хорошо жить в мифе и так ли прекрасно убийство, насколько оправдана тирания родителя по отношению к собственному ребенку? – все эти вопросы так или иначе прозвучат в спектакле. Как и тема любви, которая, как известно, всех спасет, если только она настоящая и искренняя.
От любви до ненависти один шаг
История «Красавицы из Линэна» – один из лучших спектаклей театра «У Моста» – хоть и произошла в Ирландии, однозначно возможна и у нас. Престарелая мать живет с одной из своих дочерей Морин в небольшой ирландской деревушке. Девушке приходится ухаживать за своей 70-летней матерью, которая тщательно следит за ее личной жизнью: читает письма, роется в вещах. Для престарелой матери очень важно не потерять контроль над дочерью, ей нужно, чтобы за ней кто-то ухаживал, наливал суп, разводил кашу. Естественное желание человека не оставаться в одиночестве превращается в этой семье в манию.
Куда деться? Куда уехать? В Линэне практически нет работы, нет жизни. Все, кто мог, уже давно уехали, а те, кто остались, с ужасом думают о том, что такая жизнь продлится еще лет 70.
Морин мечтает о своей семье, ей 40 лет, ей давно пора жить своей жизнью, а не жизнью сиделки. Но она каждый день привычно размешивает мамаше кашу, наливает чай, кормит супом, ругается, пререкается и, тем не менее, ухаживает.
Фото: Валерий Неукрытый
И тут появляется Пейто Дули – рабочий из Ландона, выходец из этой деревни, уехавший в Англию несколько лет назад. На вечеринке в честь своего американского дяди выясняется, что Пейто все это время помнил о Морин, всегда думал о ней, как о «королеве красоты». Именно из-за Пейто когда-то у нее случился нервный срыв, закончившийся пребыванием в психушке, но сейчас есть шанс изменить судьбу…
В этой истории нет правых и виноватых, все герои очень живые, им сочувствуешь и понимаешь. С одной стороны, мамаша пакостит, ворчит, сует свой нос, куда не надо, с другой, ее проделки выглядят жалкими, и скорее служат для привлечения внимания дочери. Морин порой очень жестока и груба, с другой стороны, видно, что она живет как в клетке, и даже имея ключ, не может уйти, потому что… некуда и не к кому.
Отличительная черта режиссуры Сергея Федотова – добиться не игры, а проживания на сцене. И тогда история из бытовой разрастается до уровня человеческой трагедии. До слез в финале.
Очень-очень-очень страшное кино
Всегда интересно наблюдать, как каждый театр наполняет текст своим видением и прочтением. МХТ им. Чехова привез на фестиваль «Очень-очень–очень темную материю» – и этот вариант пьесы очень кинематографичен. Представьте, что молодые Тарантино и Дэвид Линч решили вдруг рассказать историю Ганса Христиана Андерсена. Если соединить кровожадность одного, метафоричность и любовь к абсурду другого и добавить скандальные факты из биографии Андерсена, вы почти составите себе впечатление о спектакле.
Многим может показаться, что из спектакля ушел макдонаховский дух, но вдруг и в пьесе автор решил кардинально изменить свою манеру писательства: „В этом месте я превзойду самого себя, так что…».
Но тут нам остается довериться режиссеру спектакля Евгению Закирову, и ему же как переводчику.
Спектакль явно призван шокировать, вырывать из привычных рамок и форм. Игра не ограничивается пространством сцены, переходит в зрительный зал, за сцену. Бедный зритель просто вынужден активно крутиться на кресле, чтобы уследить за быстрыми перемещениями героев.
Сюжетно спектакль выстроен нелинейно, соединить всю историю в какой-то логический рассказ получается только в конце.
Итак, у нас есть Ганс Христиан Андерсен, и здесь он предстает не в образе сентиментального сказочника, а в образе новоявленного доктора Лектора, который держит на чердаке своего дома в ящике пигмейку из Конго. Именно она-то и пишет все те сказки, которые так удачно продает Андерсен. При этом как маньяк из самых кровавых фильмов, он мучает свою Марджори, а в случае неповиновения даже отрубает ей ногу. (Сможете ли вы после этого спектакля спокойно перечитывать «Стойкий оловянный солдатик»?). А если вспомнить все, что так или иначе упоминаются в пьесе, – «Дюймовочка», «Русалочка», «Голый король», «Красные башмачки», то да, веселыми эти сказки никак не назовешь. В общем, какой сказочник – такие и сказки.
Фото: Вадим Балакин
Самое интересное, что мы так ни разу и не увидим за весь спектакль саму эту пигмейку, зато ее голос будет звучать постоянно. Непоявление героя на сцене всегда рождает вопрос: «А был ли мальчик?» В нашем случае – была ли эта девочка? Может, все происходит в голове у несчастного писателя? Однако, оказывается, что у Марджори есть сестра, живущая у другого литературного гения в Англии – Чарльза Диккенса, и она также является литературным рабом английского писателя.
Однако, помимо истории с сестрами-пигмейками, звучит рассказ про бельгийское Конго. Это и правда темный и кровавый эпизод в истории Бельгии, когда король Леопольд внедрил жесткую трудовую политику с целью сбора и экспорта природного каучука. Ужасные условия труда, зверства и болезни привели к огромным человеческим жертвам: по некоторым данным, число погибших достигло 15 миллионов.
Как связаны эти истории реально, сложно сказать, скорее всего, никак, но МакДонах видит эту связь: реальная колонизация Конго в его пьесе превращается в эксплуатацию не только тела, но и души, чувств, таланта.
В спектакле показан жесткий мир, мир мужчин, мир завоеваний, женское начало не проявлено физически (мы не видим Марджори, даже жену Диккенса играет мужчина). Это взрослые игры, без сантиментов, мир политики, денег и славы, где до сих пор есть памятники Леопольду, но нет ни одного памятника погибшим в Конго.
Спектакль требует от нас не только раскаяния, но и ответственности за происходящее здесь и сейчас, а насколько захочется взять на себя ответственность, решать только зрителю.
* * *
А впереди у V фестиваля Мартина Макдонаха множество интересных постановок, разборов с экспертами, лекций и мастер-классов, а главное – новых эмоций и чувств.