Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:18
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Злополучный Airbus вернут со Шри-Ланки в Москву. Но назовут ли виновных?

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Самолёту "Аэрофлота", находящемуся в лизинге у ирландской компании, разрешили вернуться из Шри-Ланки в Россию. Ура? Как сказать...

Перед нами – очень интересный прецедент, который может повлиять на дальнейшее выстраивание взаимоотношений наших и международных авиационных властей. Ведь большинство российских самолётов на поверку оказываются бермудскими или принадлежащими к какой-нибудь другой нежданной юрисдикции.

Двойная регистрация

Первая ласточка юридических споров вокруг статуса российского воздушного флота приземлилась в столице Шри-Ланки Коломбо 1 июня. Компания "Аэрофлот" вынуждена была сначала перенести рейс из Коломбо в Москву с 2 на 3 июня, а потом и вовсе отменить его.

Всё дело в состоявшемся заседании Высокого коммерческого суда Коломбо, итогом которого стал запрет вывоза из страны Airbus A330 "Аэрофлота", на котором путешественники должны были вернуться назад. Следующее заседание должно было состояться 8 июня, а запрет действовал как минимум до 16 июня. Но всё, к счастью, пошло не совсем по плану – лайнер освободили уже 6 июня.

"Злым гением" выступила мало кому прежде известная ирландская компания Celestial Aviation Trading Limited, действующая от имени ирландско-американской компании по финансированию и лизингу коммерческой авиации GEKAS. Выяснилось, что борт одновременно зарегистрирован на Бермудских островах и в России. Первая регистрация оформлена ирландцами для своих самолётов, вторая – "Аэрофлотом" по рекомендации Росавиации, когда западные политики обязали вернуть из российского лизинга все свои лайнеры.

Подавляющее большинство самолётов России находится именно в лизинге. И если их отдать, все перевозки просто рухнут.

Охота на лизинг

Слово "лизинг", происходящее от lease ("сдавать в аренду"), на английском языке означает любую аренду. Но в международной практике эта схема означает, что самолёт у производителя покупает лизинговая компания, после чего передаёт его в пользование авиакомпании на срок, близкий к сроку эксплуатации – и с платежами в рассрочку. То есть фактически перед нами покупка в кредит под залог приобретаемого имущества с некоторыми нюансами.

Как правило, первый в жизни самолёта договор лизинга заключается на 12 лет – в это время самолёт считается новым. Потом, как правило, лизингополучателем становится другая компания, поменьше – к тому моменту и стоимость самолёта снижается, и срок следующих договоров тоже делают поменьше. Обычный самолёт с 25-летним сроком службы бывает в 3-4 лизингах. И – важно – всё это время остаётся собственностью лизингодателя.

Плюс для авиакомпаний понятен – не надо сразу вносить полную стоимость (она у нового самолёта исчисляется в десятках миллионов долларов), а потом искать покупателя на рынке лайнеров б/у. Для производителей тоже – лизингодатель как раз выкупает машину целиком. Ну и последнему достаётся немалый процент от всех этих операций.

Что же случилось? То, что российские компании чисто технически больше не могут вносить лизинговые платежи. А значит, лизингодатель вправе востребовать предмет залога.

Что сделала Россия? Зарегистрировала взятые в лизинг самолёты у себя. В каком-то смысле присвоила, но понятно, что это защитная мера, так как причины прерывания договоров лизинга были совершенно не рыночными, и уж наши авиакомпании точно не имеют никакого отношения к причинам, повлекшим за собой хаотичные санкции.

Что сделал лизингодатель? Объявил охоту на все "свои" самолёты, покидающие российское небо. И поймал одну из "птичек" в Коломбо. Судьба и планы 200 пассажиров, понятно, ирландцев не волновали.

Зерно в обмен на лайнер?

На всякого зхлого гения приходится добрый, иначе наш мир не существовал бы. Судя по всему, эффективно сработали наши дипломатические службы. Ибо за четыре дня после запрета вылета власти Шри-Ланки несколько раз вынуждены были заявлять, что они тут ни при чём, потом генеральный прокурор страны (!) подал ходатайство об освобождении судна, плановое заседание суда провели на двое суток раньше намеченного – и вынесли решение в пользу российского перевозчика! Случай, прямо скажем, беспрецедентный.

Конечно, могло сработать анонсированное "Аэрофлотом" прекращение рейсов на Шри-Ланку в начале отпускного сезона, но едва ли поток российских туристов настолько важен для островного государства. Более серьёзную роль мог сыграть намёк на поставки продовольствия – остров находится в экономическом коллапсе, а решение Индии запретить экспорт пшеницы вызвало там настоящую панику. Россия тоже формально не экспортирует зерновые, но у этого решения есть целый ряд исключений, под которые, безусловно, можно подвести и помощь голодающей Шриланкийщине.

Беда назревала давно

На данный момент Россия потеряла из-за арестов не менее 78 самолётов (из 1367) – как в начале Великой Отечественной, их "подбили" прямо на земле, в зарубежных аэропортах. Ещё более 500 самолётов находятся в состоянии "лизингодатель требует возврата". "Азрофлот" вроде бы выкупил восемь 330-х "Эйрбасов" в полное владение, но пока нет информации, одобрили ли эту сделку западные регуляторы: ведь формально процедура оплаты товара так же невозможна, как и оплаты лизинга.

На данный момент в самой большой стране мира есть лишь две сотни самолётов, целиком и полностью принадлежащих местным авиакомпаниям. Это 148 Superjet 100 с их хронической зависимостью от иностранных комплектующих и 53 полностью выкупленных иностранных лайнера, где эта зависимость заложена изначально. Да что там – у нас даже не было российской системы бронирования билетов!

Вишенка на торте: "Суперджеты" – маленькие ближнемагистральные самолёты, максимальная дальность полёта для основной версии – 3000 км, максимальная наполняемость чуть больше 100 человек – их невыгодно использовать даже для чартеров в Анталию.

Свалившиеся на головы авиакомпаний лайнеры, которые не годятся для зарубежных рейсов, – настоящий чемодан без ручки. Просто так возвращать лайнер, по которому уже сделано много платежей, не хочется, а держать его у себя не имеет смысла – в России просто нет такого количества внутренних рейсов.

Занятно, что на всё это сетует министр транспорта Виталий Савельев, который в бытность главой "Аэрофлота" заключал все эти кабальные лизинговые договоры – заодно ведя непримиримую борьбу с пассажирами, собственным персоналом и государственными интересами. Между тем он мог бы много рассказать о том, как Россия подсела на лизинговую иглу, как оказалось, что 6/7 авиатранспорта нам не принадлежат, почему при этих вводных он получил 360 миллионов рублей дохода за 2020 год, когда пересел в министерское кресло…

И почему МИД теперь вынужден тратить силы на переговоры с еле удерживающимся у власти правительством маленького каплеобразного острова.

Реклама