На носу финансовая катастрофа? Время давать в долг!
Федеральное казначейство России опубликовало краткий финансовый отчет за март 2022 года. Издание РБК усмотрело в нем очень интересную цифру: за месяц Россия выдала иностранным державам кредитов на 81,6 млрд руб., что по среднему курсу марта составляет 790 млн долларов, а по февральскому или апрельскому – полновесный миллиард. Получатели не раскрываются.
Напомним, что в марте действовали особо жесткие меры финансового контроля, включающие в себя запрет на покупку и фактический запрет на вывоз иностранной валюты. Но что запрещено быку, позволено Юпитеру: Минфин вывел за рубеж практически рекордную сумму – больше (на полмиллиарда) было лишь в недавнем декабре 2021 года, когда, по идее, все заинтересованные ведомства должны были уже знать про будущую спецоперацию и хотя бы в общих чертах представлять реакцию на нее.
Более того, объявленная сумма – это 22% от всех кредитных планов на 2022 год. Мы хотим выполнить финансовую пятилетку в три года?
Обращает на себя внимание еще и пикантный момент выдачи кредита – в момент, когда наша национальная валюта была предельно дешевой. Если деньги выданы в рублях – это, конечно, удачная сделка, но если до полного закручивания санкций мы успели отдать более стабильную валюту (вплоть до юаня), – ровно наоборот: мы сильно рискуем получить в рублевом эквиваленте меньше, чем отдали. Техническая возможность выдать кредит в долларах и евро у нас исчезла в конце первой декады марта.
Но это еще не всё. В том же марте Минфин Белоруссии распространил информацию, согласно которой обязательства нашей синеокой соседки по выданным Россией госкредитам отсрочены на 5-6 лет. Напомним, Белоруссия является крупнейшим должником России – наша страна ждет и, кажется, не дождется 8,3 млрд долларов. На втором месте долг главной ткачихи мира Бангладеш (3,3 млрд, того и гляди вернут текстилем), на третьем – совершенно "дохлый" кредит Венесуэле (3,1 млрд), на четвертом – фармацевтическая королева Индия (3,0 млрд), от отношения которой к санкциям в принципе зависит выживание России, ибо других лекарств у нас исчезающе мало.
Работаем за свой счет
Размышляя о том, кто мог бы быть получателем мартовского транша, РБК в качестве первой версии выдвигает подсанкционный Иран. Наши страны давно договорились о том, что Россия одолжит Ирану 5 млрд долларов – причем персы сначала запросили кредит, а уже потом стали думать, на что его потратить. В любом случае это будут инфраструктурные проекты – в том числе, возможно, с привлечением российских подрядчиков. РЖД уже выполнила немало работ в Иране, а сейчас речь идет об электрификации железной дороги Гармсар — Инче Бурун, которая связывает столичный округ и границу с Туркменистаном. Проект собирались начать реализовывать в начале 2020 года, но вмешался коронавирус. На другом конце страны, в приморской провинции Хормозган, строится теплоэлектростанция «Сирик» – также с российским участием. Не говоря уж о втором и третьем блоках Бушерской АЭС.
Вообще, выдача кредитов под собственную работу – старое развлечение российских властей. Типовая схема: Куба закупает подвижной состав для своих железных дорог. Но денег у неё нет, поэтому Куба обращается за кредитом в российский банк с государственным участием. Тот выдаёт деньги и передаёт их российским же железнодорожникам. Куба получает локомотивы, машиностроители – прибыль, а банк – безнадёжный долг, который со временем списывается за счёт российского бюджета.
Лояльность дороже денег
Второй напрашивающийся вариант получателя наших денег – Белоруссия, которой вполне может быть мало отсрочки по имеющимся кредитам. Экономическая модель Союзного государства в его нынешнем виде – это подписка на лояльность: Россия оказывает разностороннюю экономическую поддержку, а Белоруссия – условную политическую.
Третий вариант – Бангладеш, где Россия также строит АЭС. Четвертый – Сирия, которой мы вроде бы обещали одолжить как раз миллиард, но в данном случае даже намеков на возврат денег не будет. Способен ли наш Минфин на такие подарки с санкционной петлей на шее? Внезапное бескорыстие нашего правительственного Гобсека иногда не знает границ, но тут все-таки перебор даже для Антона Силуанова.
Остальные условно дружественные нам страны, в частности представители Чёрного континента, могут рассматриваться только как получатели части общей суммы – миллиард долларов для их экономик слишком много.
* * *
Засекреченность финансовых потоков России растет с каждым днем. Это относится не только к финансированию специальных операций, но и к «темной» части бюджета, и к точной информации о размещении золотовалютных резервов, и к внешнеэкономической деятельности правительства. Деньги, конечно, любят тишину, но есть и оборотная сторона – недоверие, домыслы и вытекающие из них некоторые неприятные для власти выводы.