Мусорная проблема Подмосковья неожиданно аукнулась в небе: огромные вливания в сферу утилизации твердых бытовых отходов не дали никакого эффекта.
Сказка с душком
Для телезрителей авария самолета «Уральских авиалиний» в Подмосковье стала страшной сказкой со счастливым концом. Все выжили, пострадавшим оказана помощь, пилоты получили звания Героев России со всеми причитающимися привилегиями. Так, например, в случае увольнения не по своей вине (например, банкротство работодателя) и регистрации в службе занятости по месту жительства они будут обеспечены рабочими местами в приоритетном порядке. Пожелаем «Уральским авиалиниям» долгих лет жизни, потому что конкуренция в нашем небе и так приближается к нулю.
Итак, телезрителям показали благостную картинку. Но настоящая история только начинается – и она очень похожа на покушение на убийство двух и более лиц с отягчающими обстоятельствами. Занятное издание «База» полагает, что несчастные чайки оказались на месте происшествия не просто так, а в результате причинения материальной выгоды гражданам, максимально близким к губернатору Московской области. Любовь Андрея Воробьева к чайкам общеизвестна, но на сей раз функционер, кажется, перешел границы.
Саму историю вы все знаете – набирая высоту, Airbus A321 столкнулся со стаей чаек, у него заглохли оба мотора, но пилотам удалось относительно мягко посадить самолет на кукурузное поле, по недосмотру подмосковных властей еще не застроенное коттеджами. Чайки у многих ассоциируются с морем, но эти птицы прекрасно живут и на пресной воде, главное чтобы был источник питания. А брезгливостью они не отличаются – как и «летающие крысы» голуби, отлично живут и плодятся на свалках. Килотонны разлагающейся органики – рай для них.
Полет к губернатору
Погибшие в аварии чайки жили как раз на свалке. Которой в радиусе 30 км от международного аэропорта по закону просто быть не может, но это абсолютно невозможное условие, отнимающее у губернаторской мусорной камарильи три раза (Долгопрудный, Шереметьево, Жуковский) по три тысячи квадратных километров плюс охранная зона вокруг Чкаловского плюс корпоративные и ведомственные аэропорты поменьше.
Вот и свалку «Сафоново» пришлось закрыть и завалить грунтом в 2012 году, в процессе подготовки «Жуковского» к расширению масштабов деятельности. В Минэкологии региона утверждают, что никакой кормовой базы для птиц там нет. Разумеется, никакой веры этому ведомству нет и быть не может, но роковые чайки прилетели действительно не из «Сафонова».
Совсем рядом с «Жуковским» есть замечательная свалка на берегу озера Глушица. Вернее, есть по факту. Обычно такие свалки оформляют как мусоросортировочные предприятия, про которые в законах о безопасности полетов не говорится ничего. Но в нашем конкретном случае перед нами сельскохозяйственные земли, принадлежащие компании «Вымпел-К». Ее уже предупреждали о нецелевом использовании участка, но воз и поныне там. В подмосковном Арбитражном суде по этому поводу лежит иск департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу к «Вымпел-К», и есть подозрение, что рассмотрение дела сильно ускорится.
Владелец «Вымпела» – некто Родион Кузин, через другие свои компании партнерствующий с более известными гражданами, Константином Горностаевым и Павлом Жерменевым. Через Горностаева (можно и через Жерменева, но тут путь короче) мы выходим на Андрея Вихарева, которого губернатор в 2018 году назначил главой Волоколамского района. И тот не стал долго осваиваться: привел на государственные заказы дружеские фирмы, в том числе принадлежащие Горностаеву. Занятно, кстати, что предшественник Вихарева Евгений Гаврилов был уволен как раз за свалку – выбросами с печально знаменитого «Ядрова» отравились более 50 человек.
Позже антикризисного менеджера Вихарева перекинули осваивать средства Истринского района (Андрей Дунаев самостоятельно подал в отставку, а вот его предшественница Анна Щерба ушла под уголовным делом, наломав до этого немало дров). Губернатор не раз высоко отзывался о способностях Вихарева, что не может не настораживать: назначенцы и любимцы губернатора в последнее время один за другим переезжают из своих кабинетов в СИЗО.
Не подумали
Казалось бы, путь Воробьев – Вихарев – Горностаев – Кузин довольно длинен; вполне возможно, уважаемый читатель найдет и для себя путь в три рукопожатия до губернатора, если ему, конечно, хочется пожимать такие руки. Но здесь на каждом шагу прослеживается очевидный коммерческий интерес, который сближает куда сильнее, чем дружеские пьянки или яхтенные прогулки. Воробьев не может не знать про Горностаева – слишком много тот зарабатывает на вверенных губернатору территориях. И фактическая безнаказанность «Вымпела-К», похоже, объясняется именно административным ресурсом.
К бизнесменам вопросов нет – они просто бескорыстно любят деньги. Но ни один чиновник не станет покрывать незаконную свалку, понимая, что она может стать причиной авиапроисшествия. Ибо ЧП в воздухе неизбежно попадают на главные страницы СМИ, а наша скромная власть пуще всего любит тишину.
Вот только тишина эта иногда бывает зловещей – например, когда замирают забитые трупами чаек турбины воздушного лайнера.
Так что покрывательство нарушений Кузина говорит в первую очередь о непрофессионализме, низком не только моральном (кто бы сомневался), но и интеллектуальном уровне подмосковного чиновничества.
* * *
Из всех предыдущих передряг Воробьева вытягивал близкий друг его отца Сергей Шойгу. Но сейчас министру обороны немного не до протеже: к нему самому возникло множество вопросов в связи с взрывом, гибелью людей и радиоактивным загрязнением в Белом море. Это самый серьезный в мире ядерный инцидент со времен Фукусимы, причем масштабы беды откровенно замалчиваются. Через 19 лет после «Курска» нам фактически вновь сообщают, что «она взорвалась». Эти люди не меняются. А значит, надо менять этих людей на других.