Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:13
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Умники и дороги: что не так с новым руководителем «Автодора»

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Сергея Кельбаха сменит Вячеслав Петушенко.

Госкомпания «Автодор» меняет руководителя. Это могло произойти еще летом 2018 года, однако тогда глава компании Сергей Кельбах обязался ускорить затянувшееся строительство ЦКАД и полностью поменять команду. Смена команды ему удалась, а ускорение строительства – не очень, так что теперь пост председателя «Автодора получит заместитель Кульбаха Вячеслав Петушенко. Поможет ли это назначение сдвинуть дело с мертвой точки?

А ЦКАД и ныне там

В 2009 году с целью развития сети платных магистралей в России была создана государственная компания «Российские автомобильные дороги», она же «Автодор». Кельбах два года проработал первым заместителем председателя правления компании Сергея Костина, затем, в 2011 году, занят его пост. При нем были реконструированы такие трассы, как М3 «Украина» и М4 «Дон»; при нем же стартовал такой значимый проект, как строительство в Подмосковье ЦКАД – Центральной кольцевой автомобильной дороги, призванной разгрузить федеральные трассы, ведущие в Москву. На этот проект было выделено более 300 миллиардов рублей; в 2018 году, к чемпионату мира по футболу, предполагалось работу завершить.

Однако очень скоро выяснилось, что проект, видимо, кто-то заколдовал. Работа над ним неизменно шла по принципу: «Ой, мы что-то не успеваем, а дайте нам еще денег». В 2014 году, когда строительство уже должно было начаться, были только разыграны два первых лота из пяти. В 2016 году нашелся подрядчик на третий участок. В 2018 году, когда строительство предполагалось завершить, определились с подрядчиком на четвертый участок.

К осени ситуацией с ЦКАД занялся Владимир Путин. С его подачи Генпрокуратура, Следственный комитет и Счетная палата принялись искать в работе «Автодора» нарушения. И нарушения были найдены. Аудиторы из Счетной палаты остались крайне недовольны работой «Автодора»; по их подсчетам, ранее конца 2021 года ЦКАД достроена не будет.

Плохому строителю археологи мешают

Есть у «Автодора» и еще один важный проект-долгострой – трасса М11 «Москва-Санкт-Петербург» протяженностью чуть более 600 км. Ее начали строить еще в 2010 году, запросив под это дело 450 миллиардов рублей. Сначала предполагалось, что магистраль будет готова к чемпионату мира по футболу. Затем – что к концу 2018 года. Однако в минувшем октябре представители «Автодора» сообщили, что на месте строительства дороги неожиданно были обнаружены значимые археологические находки, с которыми теперь будут разбираться историки. Прекрасное оправдание задержки работ.

Что ж, история – это хорошо. Но на месте строительства ЦКАД-то никаких археологических ценностей мирового уровня найдено явно не было – лишь бетонные плиты трассы А107 да местного значения черные дыры, питающиеся государственными деньгами.

Все будет теперь по-другому

Вячеслав Петушенко в дорожной сфере – человек не новый. Еще в 1997 году он был генеральным директором АО «Лендорстрой», а начиная с 2006 года трудился в «Росавтодоре». В сентябре 2014 года был назначен на пост заместителя министра транспорта Крыма и занимал эту должность около года. Затем возглавил ФКУ «Центоавтомагистраль». Так что как строятся дороги и как нужно осваивать выделенные на них средства, он знает не понаслышке.

Первым заместителем Кельбаха по технической политике Петушенко стал в августе 2018 года. И, видимо, уже успел войти в курс дела в достаточной мере, чтобы не просто возглавить, а еще и благополучно реанимировать «Автодор».

Давние связи

Надо сказать, что с «Автодором» у его будущего главы имеются точки пересечения и помимо великой цели достроить наконец ЦКАД. Компания ЗАО «Стройкомплект», совладельцем которой является Петушенко, производит материалы для дорожного строительства. Не исключено, что не за горами у этой компании заключение очень даже вкусных контрактов по поставке всевозможных битуминозных смесей «Автодору».

А что? Питерским госпредприятиям «Стройкомплект» уже поставлял материалы на миллиардную сумму, и ничего. Ну, как ничего – ничего веселого. 21 февраля 2018 года компанию включили в реестр ненадежных поставщиков. Прибыль компании за 2017 год – минус 168,7 миллиона рублей (при выручке в 16 миллионов рублей); да и вообще, начиная с 2014 года, прибыль у «Стройкомплекта» только со знаком минус. Налог на прибыль компания, соответственно, не платит – с чего бы, если она работает в убыток. По крайней мере, если верить документам.

Рыбацкое счастье

Еще в мае 2013 года «Стройкомплект» взялся за интересный проект – расширение промзоны «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге, создание там транспортной и инженерной инфраструктуры. Стоимость контракта – 1,481 миллиарда рублей – семикратно превышала годовую выручку компании. Согласно плану, строительные работы должны были завершиться к концу 2015 года. Увы, этого не произошло. Когда срок сдачи проекта был уже близок, внезапно оказалось, что проектирование было проведено с ошибками. Чтобы их устранить, подрядчик потребовал увеличить смету проекта на 300 миллионов рублей.

В феврале 2016 года «Стройкомплекту» согласились добавить денег, но тот потребовал подписания допсоглашения, на что заказчик пойти отказался. Начались тяжбы; дошло до Верховного суда. Заказчик обвиняет «Стройкомплект» в невыполнении обязательств на 850 миллионов рублей. Конечно, Вячеслав Петушенко – всего лишь миноритарный совладелец, но учитывая его связи в государственных структурах, он может играть значительную реальную роль в управлении компанией со столь сложным характером.

Что ж, как мы видим, на преемника Кельбаха вполне можно возлагать надежды на успешную постройку ЦКАД; у Вячеслава Петушенко немалый опыт в таких вещах. За одного битого двух небитых дают.

Двухэтажный туристический автобус вышел в первый тестовый рейс по Ярославлю
Реклама