Чиновник с уголовным прошлым вновь назначен на ответственный пост
Главой свежеиспеченного Единого экспертного совета при комиссии Госдумы по ОПК стал никто иной, как Анатолий Сердюков, в 2012 году со скандалом уволенный с поста министра обороны. Что ж, опыт занимания хлебной должности с попутным извлечением для себя выгоды у него уже имеется; не приходится сомневаться, что Сердюков вновь преуспеет на этом благословенном поприще. А мы пока вспомним, с чего все начиналось.
Кто такой, почему не в армии?
Сложно сказать, как бы в далеком 1962 году отреагировали родители новорожденного младенца Анатолия, если бы им сказали, что мальчик в будущем возглавит министерство обороны. Отец мальчика был лесорубом, мать – колхозницей; жила молодая семья советских трудяг в поселке Холмский Абинского района Краснодарского края. Таким образом, Сердюков – один из немногих российских лидеров, родившихся не в номенклатурных семьях.
Десять лет спустя семья Анатолия перебралась в поселок Черноморский все на той же благодатной Кубани. В 15 лет юноша ухитрился попасть на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних; в это же время, по его словам, он перевелся в вечернюю школу и освоил свою первую специальность – устроился водителем в отдел рабочего снабжения нефтегазодобывающего управления «Черномортранснефть». Как юнца пустили за руль – загадка.
Кто знает, как сложилась бы судьба Сердюкова, если бы в 1980 году, получив аттестат о полном среднем образовании, он, уже вполне себе совершеннолетний, попал под весенний призыв: в разгаре были военные действия в Афганистане, и многих вчерашних школьников отправляли воевать в душманские кишлаки. Юному Анатолию по неизвестной причине повезло – он, недавний неблагополучный подросток, в 18 лет в армию не пошел, а вместо этого благополучно поступил по направлению НГДУ «Черномортранснефть» в институт торговли. Причем не в Краснодарский, что было бы логично – нет, его взяли в гораздо более престижный вуз: Ленинградский институт советской торговли. Очевидно, уже тогда его опекал кто-то весьма влиятельный. В годы «позднего застоя» блат решал всё.
Лейтенант Сердюков и мебель
Не надо, впрочем, думать, что будущий министр обороны даже не нюхал армейской жизни. Ничего подобного – нюхал. Правда, недолго. Получив специальность экономиста, в 1984 году Сердюков отправился в батальон связи, где дослужился аж до младшего сержанта, затем отучился на офицерских курсах и в чине лейтенанта благополучно уволился из Вооруженных сил. На ознакомление с солдатскими буднями ушло около года.
В 1985 году лейтенант запаса устраивается работать в магазин Ленмебельторга, в котором практиковался студентом, и за шесть лет проходит путь от заместителя заведующего секцией магазина до директора Санкт-Петербургской промышленной компании – так в 1991 году стал называться Ленмебельторг. В 1993 году Сердюков уходит с поста директора, но остается верен родной мебельной промышленности – переходит в АО «Мебель-Маркет», где занимает должность директора по маркетингу, а позже – генерального директора.
Сборщик податей
В 2000 году Анатолий Эдуардович перестает размениваться по мелочам и идет на государственную службу – становится заместителем руководителя Инспекции налоговой службы в Санкт-Петербурге. Такую должность, разумеется, не может занимать простой экономист – и Сердюков становится непростым: он оперативно защищает диссертацию и прекращается в кандидата экономических наук. Через год он получает еще и диплом юриста, окончив Санкт-Петербургский государственный университет – а вместе с дипломом и вкусный пост заместителя Виктора Зубкова, руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу. Примерно тогда же он разводится с первой женой и женится на единственной дочери Зубкова – еще один продуманный шаг к успешной карьере.
Налоговые сборы в северной столице при нем, кстати, повышаются: Сердюков проводит так называемую профилактику лжеэкспорта на ранней стадии – налоговики проверяют фирмы еще до заключения сделок. В итоге движение к вершине продолжается: в 2004 году Сердюков перебирается в столицу, где становится заместителем министра РФ по налогам и сборам, буквально через несколько дней превращается в и.о. министра, а в июле того же года принимается руководить Федеральной налоговой службой России.
Фельдмаршал Табуреткин
Это прозвище прилипло к Сердюкову в 2007 году, когда президент Путин неожиданно для всех назначил Сердюкова министром обороны. Военные возмущались – как эта недавняя акула мебельной промышленности будет руководить оборонным комплексом! Президент свое решение объяснил просто: армия нуждается в экономической модернизации, а значит, на этом этапе ее должен возглавлять хорошо зарекомендовавший себя экономист.
Уже в сентябре того же года новоиспеченный министр сделал красивый реверанс – подал рапорт об отставке: мол, простите, не могу занимать эту должность, новый премьер-министр Зубков – мой тесть, как-то это все неправильно. Отставка принята не была, и Сердюков со спокойной душой приступил к модернизации: принялся сокращать численность Вооруженных сил и кардинально менять имидж отечественной армии. Многие военнослужащие принимали его действия в штыки: и бесконечные кадровые перестановки (уже к середине 2008 года более чем на 70% обновился кадровый состав заместителей и начальников служб главы Минобороны России), и навязчивое стремление назначать на высокие армейские должности исключительно гражданских, и уменьшение полномочий Генштаба в пользу Минобороны, и попытки коммерциализации армии.
Сегодня, к слову, многие реформы, которые Сердюков успел провернуть, постепенно отменяются. Это чем-то напоминает историю президентства Дмитрия Медведева.
Сам президент Медведев, кстати, во время посещения Владивостока в 2011 году был крайне недоволен бардаком, сопровождавшим передачу земель Минобороны в краевую собственность. Настолько недоволен, что даже объявил: если с неразберихой в ближайшее время не будет покончено, Сердюкова придется освободить от занимаемой должности.
Однако должность свою министр обороны потерял по другой причине.
И грянул гром
В октябре 2012 года СМИ, перебивая друг друга, начали публиковать материалы о коррупционном скандале, в центре которого оказался «Оборонсервис»: мол, его сотрудники попались на махинациях с государственным имуществом. Одна только незаконная продажа восьми зданий – в том числе здания Мосвоенторга – нанесла госбюджету ущерб, превышающий три миллиарда рублей.
Если подробнее, то происходило тогда вот что: сотрудники Минобороны выделяли из вверенного «Оборонсервису» имущества наиболее лакомые кусочки – в том числе здания и земельные участки в столице, – затем вкладывали в их реконструкцию немалые средства из бюджета и продавали облагороженную за государственный счет недвижимость дружественным компаниям по сильно заниженным ценам. По мнению следствия, подобные махинации никак не могли проворачиваться за спиной Сердюкова – тем более что многие фигуранты этого громкого дела были весьма близки к министру.
Было возбуждено пять уголовных дел. Главным фигурантом дела стала Евгения Васильева, глава (к тому времени уже бывшая) департамента имущественных отношений Минобороны, эффектная дамочка, находившаяся с женатым министром, по мнению прессы, в довольно близких отношениях и уж точно проживавшая с ним по соседству в самом дорогом доме столицы (дом 6 по Молочному переулку).
Последовали обыски – в четырехкомнатной квартире Васильевой, в коттеджах бывших высших чиновников Минобороны, в том числе и в доме самого Сердюкова. Благодаря показаниям подследственных стали всплывать некрасивые подробности.
Дмитрий Митяев, возглавлявший юридическую службу ООО «МИРА», сообщил следствию, что бывший министр указывал членам совета директоров «Оборонсервиса», как нужно голосовать по проводу продажи конкретных объектов.
Екатерина Сметанова, бывшая глава Центра правовой поддержки «Эксперт», призналась, что подбирала покупателей, которым имущество Минобороны продавалось по заниженной цене. Сам же Сердюков несколько раз отказывался давать показания. Правда, вскоре он написал признание на 11 листах – но они касались лишь уголовного дела по привлечению солдат к строительству дороги, которая вела к базе отдыха «Житное» в дельте Волги; база является собственностью зятя Сердюкова (как видим, благосостояние в этом клане передается от зятя к зятю). Свои действия он объяснил заботой о военнослужащих – видимо, не тех, что строили дорогу, а каких-то других.
Преступления и наказания
6 ноября 2012 года президент Путин счел нужным отправить Сердюкова в отставку: мол, это нужно для обеспечения чистоты расследования; к тому же министр оказался не способен управлять собственностью Минобороны. В декабре того же года глава государства заявил, что при наличии оснований экс-министр обороны пойдет под суд и понесет за свои действия уголовную ответственность, несмотря на все его регалии и заслуги.
Против Сердюкова было возбуждено уголовное дело; ему предъявили обвинение в халатности, повлекшей причинение государству крупного ущерба. Вины своей бывший министр не признал.
Что же до наказания, то его фактически не последовало. Следствие в отношении Сердюкова было решено прекратить – он как защитник отечества (от излишнего имущества) все равно попадал под амнистию, приуроченную к двадцатилетию Конституции РФ. В июле 2014 года уголовное дело было закрыто. Ущерб от действий «группы Сердюкова» был куда больше, чем от весьма предполагаемой взятки Алексея Улюкаева, но зато ни одним своим деянием он не покусился на интересы сырьевых корпораций.
Что же до Евгении Васильевой, то ей повезло немного меньше. Ее признали виновной в мошенничестве, ей дали реальный срок – пять лет. В колонии, правда, Евгения пробыла недолго – выпустили по амнистии, заключили под домашний арест. Арестантка тут же открыла в себе странноватые творческие способности: прожженная аферистка пыталась предстать перед общественностью чудо какой дурочкой, совершенно не способной на участие в сложных мошеннических схемах.
Жизнь продолжается
Сергей Шойгу, сменивший Сердюкова на министерском посту, не преминул указать на грубейшие ошибки бывшего главы ведомства: закрытие профильных вузов, породившее нехватку специалистов, распад системы военной медицины, многочисленные опоздания с заключением контрактов с предприятиями ВПК (в итоге многие изделия с длительным технологическим циклом производства просто не были выпущены). Депутат Анатолий Локоть даже сделал вывод, что согласно приведенным данным есть все основания предъявить экс-министру еще одно уголовное обвинение – на этот раз в связи с развалом армии.
Однако никакого нового обвинения не последовало. Анатолий Сердюков нашел в себе силы оправиться от скандала и жить дальше. Судя по всему, чрезвычайно влиятельный тесть все-таки простил Сердюкова за обиду, нанесенную дочери. С ноября 2013 года он возглавляет Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения, входящий в корпорацию «Ростехнологии». В 2015 году занял пост индустриального директора «Ростеха» по авиационному кластеру и вошел в совет директоров холдинга «Вертолеты России». С 2017 года является председателем совета директоров авиастроительной компании ПАО «Роствертол». В общем, не унывает – контролирует мощные финансовые потоки, зарабатывает в «Ростехе» 328 миллионов рублей в год, летает в Европу специально организованными чартерными рейсами. И вот возвращение в армию: Единый экспертный совет при комиссии Госдумы по оборонно-промышленному комплексу.
Давайте дружно за него порадуемся.