Один из самых богатых когда-то промышленных регионов России доведен до дефицита бюджета и грандиозных долгов, а его руководители продолжают бороться за власть между собой.
Весьма необычный скандал разразился в Екатеринбурге: старая поговорка «Ворон ворону глаз не выклюет» подвергнута серьезному сомнению. Представители партии «Единая Россия», намеревавшиеся участвовать в партийных праймериз перед сентябрьскими выборами в городскую думу, обнаружили, что все уже решено без них.
Виновником такого положения дел называют первого замгубернатора Свердловской области Владимира Тунгусова, который якобы заранее составил список победителей праймериз по всем 18 одномандатным округам. Считается также, что и счетные комиссии сформированы из «правильных людей», которые помогут провести фигурантов этого списка в парламент третьего по значению города России.
Но самое забавное, что существует также и «список Куйвашева», то есть непосредственно губернатора региона, и по данным The Moscow Post эти два списка не совпадают.
Понятно, что такое циничное манипулирование выборами вызвало раздражение не только в «Единой России». Местные представители «Справедливой России» и ЛДПР даже решились на небывалое – создание единой коалиции, «антитунгусовской фронды» (назваться антикуйвашевской было слишком страшно). Правда, союз быстро развалился – эти коммерсанты от политики не смогли найти достаточно щедрого спонсора.
Глядя на все это, Евгений Куйвашев просто отправился в отпуск, причем – редчайший случай – одновременно со своим заместителем Тунгусовым. Речь не идет о совместном времяпрепровождении – просто, по мнению местных экспертов, Куйвашев страхуется от возможных инициатив излишне резвого подчиненного. Где отдыхает губернатор, неизвестно, а Тунгусов вроде бы замечен во Франции, на Лазурном берегу.
Противостояние екатеринбургских и свердловских властей имеет давние корни. Достаточно вспомнить, какие отношения у мэра города Евгения Ройзмана (он ушел в отставку прямо во время написания статьи) и губернатора Евгения Куйвашева. Правильный ответ – откровенно враждебные. При этом Тунгусов опирается именно на город и ему нужна своя, ручная гордума – точнее, 24 ручных депутата. Результат партии в целом его мало волнует: главное – контролировать парламент богатого Екатеринбурга.
Другой вопрос, что с выборами Владимиру Тунгусову, ранее работавшему как раз в мэрии Екатеринбурга, обычно не очень везет. Он курировал выборы в Госдуму 2016 года и губернаторские выборы 2017-го. Оба были провалены по посещаемости – скажем, в 2017-м на участки не пришла и четверть горожан, имеющих право голоса.
Любящие Тунгусова люди охотно вспоминают биографию чиновника. В 2004 году по поводу связей принадлежавшей ему фирмы «Наш дом» с германскими компаниями было возбуждено уголовное дело – инкриминировалась растрата государственных средств в размере более трех миллионов долларов. Впоследствии дело закрыли, а денег вроде бы так и не нашли. Также спустили на тормозах обвинения, которые депутат гордумы Максим Петлин выдвинул против руководства ЕМУП «Водоканал» – «У "Водоканала" одна инвестпрограмма под 70 миллиардов рублей, мы можем только представить, какие деньги идут на укрепление клана Тунгусовых», – говорил он в 2013 году. К слову, главный партнер ЕМУП, ООО «Пайп Репэйр Ист», было зарегистрировано в свердловской квартире, а его учредителями значились сейшельские офшоры.
Начальник и вероятный противник Тунгусова Евгений Куйвашев по прозвищу «Тюменец» – отнюдь не профессиональный управленец, а бывший методист по физкультуре в сургутском Управлении технологического транспорта. Впоследствии он получил квалификацию стоматолога-ортодонта, исключительно актуальную на Урале 1990-х, и с ней ухитрился стать юрисконсультом в годы, когда неформальные правила были намного важнее закона. С этим он и пришел в местную, а потом и региональную власть.
Официальная и неофициальные биографии Куйвашева вообще очень слабо коррелируют друг с другом: не зря депутат областного законодательного собрания Нафик Фамиев направил в 2017 году семистраничный документ Владимиру Путину о несоответствии фактов. Понятно, что это было элементом предвыборной борьбы, но на ровном месте такие вещи не происходят, тем более в одном из самых бандитских городов мира (см. книгу Алексея Иванова «Ёбург»).
Кроме того, в этом письме Фамиев характеризовал состояние дел в области в конце первого губернаторского срока Куйвашева:
«Из нормального региона-донора область фактически превратилась в дотационный регион, долги которого за 7 лет увеличились в 22 (!) раза, превысили 70 млрд рублей и составляют половину собственных доходов региона. Дефицит бюджета регулярно 25-30 млрд рублей, область живет за счет федеральных субвенций и новых заимствований. Предприятия разрушаются, область теряет целые отрасли (алюминиевая)… Головное дорожное предприятие «Свердловскавтодор», только балансовая стоимость которого оценивается в 3-4 млрд рублей, искусственно разорили, чтобы продать «в свои руки» за 800 млн рублей».
Да, это «наезд», но по общеизвестным цифрам соответствующий истине. Фамиева, к слову, называют человеком Тунгусова.
Как видим, отношения в свердловских верхах крайне далеки от джентльменских. И выборы здесь обещают быть крайне грязными.