Информация о легальных клиентах российских банков оказалась в базе данных Банка России вместе с реквизитами фальшивых счетов, что вызвало трудности в обслуживании этих клиентов в кредитных учреждениях.
Как сообщили РБК два источника из крупных банков, а также это подтвердила вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Яна Епифанова и представитель ВТБ. Для решения данной проблемы банки совместно с Центральным банком разрабатывают законодательные меры.
Центральный банк России создает базу «О случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента», основываясь на данных о счетах как физических, так и юридических лиц, поступающих от банков и других операторов платежных систем. Эта база включает информацию о проведенных транзакциях, а также о плательщиках и получателях денежных средств и прочем. С 25 июля 2024 года вступили в силу изменения в закон «О национальной платежной системе», которые обязывают банки приостанавливать денежные переводы на два дня, если реквизиты получателя имеются в данной базе данных ЦБ. В случае, если кредитная организация все же осуществила перевод на подозрительный счет, она обязана вернуть украденные средства клиенту полностью в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от потерпевшего.
Информация о получателях платежей, включая данные физических лиц, попадает в базу на основании сведений как от банка-отправителя, так и от банка-получателя. После этого Центральный банк проверяет эти данные и добавляет их в базу в соответствии с установленными правилами и алгоритмами, отметил представитель регулятора: «Следовательно, вероятность неверного внесения данных в реестр ЦБ минимальна».
Кроме того, ЦБ «активно сотрудничает с банками в этой сфере, непрерывно отслеживает процесс добавления данных о получателях средств в реестр и при необходимости — улучшает процедуру обновления базы».
Граждане могли оказаться в реестре ЦБ, если их личные данные утекли в Сеть и были использованы мошенниками для открытия счетов, на которые затем переводились украденные средства, пояснил один из информированных источников. Он добавил, что ситуация усугубилась из-за изменений, внесенных в 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которые вступили в силу летом 2024 года.
Второй источник объяснил, что на самом деле существуют две базы: первая содержит счета, замешанные в мошеннических операциях, а вторая — реквизиты, которые участвуют в уголовных делах. По его словам, в первом случае легальные клиенты могут обратиться в свой банк или ЦБ, чтобы исключить свои данные из черного списка, тогда как во втором случае, пока продолжается расследование, сделать это невозможно.
Представитель ВТБ отметил, что только незначительное число добросовестных клиентов оказалось в базе данных ЦБ: «Чаще всего это связано с кражей их персональных данных злоумышленниками. Это создает серьезные трудности для добросовестных клиентов, которые становятся жертвами действий третьих лиц».