Министерство цифрового развития подготовило проект распоряжения для правительства, в котором указаны ситуации, когда государственные органы могут запрашивать у бизнеса анонимизированные персональные данные клиентов и сотрудников.
Издание Forbes ознакомилось с проектом распоряжения правительства, который определяет ситуации, в которых компании обязаны предоставлять данные в «гососзеро». Источник издания в Минэкономразвития также подтвердил информацию о документе и его содержании.
В соответствии с данными новыми правилами, государственные органы смогут запрашивать у бизнеса анонимизированные персональные данные клиентов и сотрудников, если это необходимо для «защиты населения и территорий» — в ситуациях, связанных с угрозой чрезвычайной ситуации на уровне страны или в ее отдельных регионах.
Кроме того, в документе указано, что власти вправе запрашивать информацию у бизнеса для предотвращения терроризма в период введения режима контртеррористической операции, а также для борьбы с инфекционными заболеваниями и отравлениями в случае объявления карантина.
Последние два пункта вызвали у бизнесменов, с которыми общался Forbes, негативную реакцию. В соответствии с содержанием документа, государственные органы получат возможность извлекать у предприятий информацию для исследовательской деятельности в области экономики и социальной сферы, а также для «осуществления мероприятий, предусмотренных в государственных программах, национальных и федеральных проектах, а также приоритетных инициативах и проектах в России». Ожидается, что данный проект распоряжения правительства начнет действовать в сентябре 2025 года.
Документ был разработан на основе поправок, которые были приняты 8 августа в закон «О персональных данных». В Министерстве цифрового развития занимались его переработкой на протяжении нескольких лет. Главной задачей данной инициативы было облегчение процесса получения согласия от бизнеса на обработку персональных данных их клиентов. Это сделало бы проще использование информации о клиентах для статистических исследований и обучения искусственного интеллекта, например, для рекомендационных сервисов или рекламных предложений.
В результате был принят закон, который подразумевает создание государственной информационной системы (ГИС), куда компании и государственные учреждения обязаны передавать персональные данные своих клиентов и сотрудников, предварительно их анонимизировав.