Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:26
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Ранункулюсы с хризантемами: какие цветы выбрать на 1 сентября

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

День знаний не обходится без букетов, и хотя родители все чаще стараются найти альтернативу объемным и ароматным композициям из цветов, без них трудно представить какой-либо праздник.

О том, во сколько обойдется покупка цветов на 1 сентября, и почему они дорожали и будут дорожать – в материале INFOX.ru.

В июле 2024 года цена на свежесрезанный цветок в России составляла 195 рублей за штуку, что на 9% выше цен в 2023 году, сообщила INFOX.ru партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании «НЭО» Альбина Корягина. Это минимальный разрыв за последние три года. «Рост цен связан с увеличением спроса на цветы, ростом издержек на их производство и доставку, а также другими экономическими факторами, такими как инфляция. За последний год выровнялось сезонное колебание цен – раньше цветы сильно дорожали в январе-марте», - указывает эксперт.

Согласно данным Росстата, средняя потребительская цена на свежесрезанные цветы в 2022 году возросла на 26% относительно 2021 года и составила 157 рублей за штуку, в 2023 году наблюдался рост на 14% (179 рублей за штуку), в январе-июле текущего года цена приблизилась к 195 рублям за шт. (+9% к 2023 году), делится с INFOX.ru генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова. Согласно данным IT-компании «Эвотор», что средняя стоимость букета в России за год, с августа 2023 года, увеличилась на 26% и составила 1788 рублей.

Стоимость самого бюджетного букета в торговых сетях, по данным АКОРТ, составляет 299 рублей - за такую сумму покупатели могут приобрести букет из трех стеблей кустовых хризантем. Минимальная стоимость букета из пяти роз в торговых сетях начинается от 400 рублей, букет-микс стоит от 750 рублей.

«Букеты к 1 сентября и 8 марта - строго сезонная категория массового спроса, на которую торговые сети стараются предлагать максимально доступные цены. Минимальная стоимость букетов в сетевой рознице изменилась за год не более чем на величину инфляции», - пояснил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

Теплица – это дорогостоящее агротехническое сооружение, с определенной технологией выращивания, соблюдение которой требует существенных затрат, что и влияет на себестоимость, говорит Петрова. Дорожает посадочный материал, значительная часть которого импортируется, увеличиваются тарифы естественных монополий, в том числе на ГСМ. Что касается импорта, отмечает эксперт, то тут значительную роль осложнение и удорожании логистики.

Зато нет проблем с оформлением букетов, техническая зелень доступна в необходимом объеме, а упаковку почти всю сейчас везут из Китая, который по доступным ценам предлагает множество интересных ее вариаций, знает президент Сообщества Флористов России (СФР) Светлана Карелина.

Самыми дешевыми цветами сейчас, по словам Корягиной, являются ранункулюсы. Затем идут хризантемы, лилии, гвоздики и гладиолусы – разброс цен между этими цветами достаточно невелик. «Самыми дорогими традиционно являются розы – они на 25-30% дороже гвоздик и гладиолусов, и на 35-40% дороже хризантем и лилий. Конечно, орхидеи стоят еще дороже, но это уже не массовые цветы «по случаю», - говорит эксперт.

Любит - не любит

Ассортимент поставляемых цветов достаточно стабилен из года в год, отмечает Корягина. По состоянию на I квартал 2024 года, 47,2% от всех поставок на наш рынок в денежном выражении составляли розы. Второе место по популярности занимают хризантемы с долей в 16,8%.

Россияне все также любят «королеву цветов», однако все чаще смотрят в сторону экзотических цветов. «Например, популярность обрели альстремерии и амариллисы, а также голландские гвоздики, которые можно найти практически в любом цвете», - делится Карелина.

«В ассортименте крупных торговых сетей к 1 сентября представлено от 3 до 13 наименований букетов, - делится Караваев. - В основном это цветочная классика: монобукеты из гладиолусов, роз, хризантем, гербер, а также букеты-миксы — хризантема и статица; розы, гермини, зелень и другие варианты».

В этом году спрос на цветы не ниже, чем в прошлом, их также охотно приобретают на праздники и для оформления, однако именно на 1 сентября букеты покупать будут чуть реже, полагает Карелина. «Сейчас много рекламы, которая предлагает дарить учителям что-то более существенное, чем цветы, поэтому родители задумываются об альтернативах. Хотя в День знаний, конечно, хочется сохранить прекрасную традицию, когда ученики приходят на торжественные линейки с красивыми букетами», - говорит она.

Главенствующий импорт

Импортные цветы выигрывают в плане широты ассортимента, говорит Карелина, плюс зарубежная селекция добилась куда более серьезных результатов, чем относительно молодая российская, и продукция, привезенная из-за рубежа, дольше остается свежей ввиду изначальных сортовых особенностей и обработки специальными препаратами, которых в нашей стране пока нет. Завозные цветы дороже из-за логистических затрат, и их стали завозить меньше, однако они все равно играют большую роль.

Основным поставщиком импортной продукции на российский рынок, делится Корягина, являются Нидерланды (41,4% от всех поставок в денежном выражении) и Эквадор (39,6%). Также значительны поставки из Кении (8,2%) и Колумбии (6,7%). Остальные страны занимают лишь 4,1%. Например, экзотические цветы везут из Таиланда, существенная доля других цветов (гвоздика, хризантема, тюльпан, лилия, гладиолус) поставляется в Россию через Беларусь, Казахстан, Узбекистана, Армению, знает Петрова.

«Страны-импортеры имеют собственную специализацию на видах поставляемых цветов в Россию. 90% всех цветов, ввезенных из Эквадора и Кении – это розы. 50% ввезенных из Колумбии – гвоздики. 40% цветов из Нидерландов – хризантемы», - говорит Корягина.

До введения санкций цветы импортировались также из Испании, Италии, Польши, и других стран, и это было выгоднее, чем выращивать в России, однако начиная с 2022 года существенно осложнилась логистика, возросли цены, а некоторые поставщики отказались от сотрудничества с российскими партнерами, напоминает Петрова. А с августа этого года до 20% выросли ставки на срезанные цветы из «недружественных» стран. Мера действует до конца 2024 года.

Своё, свежее

В России ключевые производители расположены в наиболее подходящем с точки зрения климата регионе - Краснодарском крае, информирует Петрова, но есть крупные проекты и в Удмуртии, Бурятии и Подмосковье.

Проекты по строительству теплиц для выращивания роз и других цветов развиваются в Калуге, Ижевске, Ставропольском крае, Ростове и Ленинградской области.

Всего в 2023 году выручка от продажи цветов составила практически 8 млрд рублей, информирует Корягина, а общий объем продаж в денежном выражении увеличился в 73,5 раз за последние 5 лет. «Но отечественные компании не успевают нарастить производство при таком взрывном росте рынка, так как выращивание цветов от семян и луковиц до товарной продукции занимает длительное время. Поэтому, если доля отечественной продукции в 2020 году составляла 2,8% в денежном выражении, то в дальнейшем она снижалась, и в 2023 на нее пришлось только 0,6%», - отмечает Корягина.

В физическом объеме на российские цветы приходится около 17-18%, оценивает Национальная ассоциация цветоводов. Получается, доля импорта на рынке срезанных цветов остается высокой и составляет порядка 80%, говорит Петрова, что в натуральном выражении равно 1,7 млрд цветов.

Более оптимистичные данные приводит Карелина - по ее словам, доля своей продукции доходит до 40%. «В частности летом, когда появляется много фермерских свежих цветов», - отмечает эксперт. И доля значительно возросла за последние годы.

Тем не менее российские производители начали увеличивать количество выращиваемых цветов под срезку: в 2022 году было произведено около 400 млн шт, что на 18% больше, чем в 2021-м, а в 2023 году на 25 % больше – уже 500 млн шт, отмечает Петрова.

Ким Чен Ын заявил, что США и КНДР близки к термоядерной войне
Реклама