26 августа Военно-воздушные силы Украины лишились первого многоцелевого истребителя F-16.
Это событие вызвало множество различных предположений и версий, а в США уже окрестили потерю украинского F-16 серьезным ударом для Киева. Что могло случиться с боевым самолетом, недавно поступившим в Украину, разбирался военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок.
Американская газета Washington Post охарактеризовала потерю истребителя F-16 как серьезный удар по Украине.
«Гибель одного из лучших украинских летчиков-истребителей, а также одного из немногих дорогостоящих самолетов F-16 — это серьезный урон для Украины», — написал обозреватель WP Брайан Питч.
Возможные причины
На текущий момент озвучены следующие возможные причины утраты первого украинского многоцелевого истребителя F-16 и гибели пилота: самолет был сбит зенитной управляемой ракетой ЗРК Patriot украинской ПВО, столкнулся с беспилотным летательным аппаратом «Герань-2», пострадал вместе с пилотом в результате ракетного удара ВКС России непосредственно на аэродроме базирования Староконстантинов.
Вероятно, истинные причины этой авиакатастрофы станут известны не скоро, и пока что можно делать лишь некоторые предположения. В данный момент из всех перечисленных версий меньше всего рассматривается ошибка пилота, хотя есть все основания полагать, что именно она привела к этой катастрофе. Ведь в основе 85-90% подобных происшествий, как известно, лежит исключительно человеческий фактор. Так что, скорее всего, к утрате самолета и гибели летчика привели ошибки самого пилота.
В данном случае ситуация, похоже, развивалась стремительно. Вероятно, произошло наложение нескольких факторов, приведших к катастрофе: всё случилось достаточно быстро, поскольку пилот не успел катапультироваться, а современные системы спасения позволяют это сделать с нулевой высоты.
Произошедшее могло быть вызвано множеством различных причин. Наиболее вероятно, что инцидент случился либо при взлете, либо при посадке.
Ошибки не прощаются
И, вероятно, самое важное. Самолеты, как отмечают пилоты, не признают авторитетов. Обучение и адаптация к новому типу летательных аппаратов всегда сопряжены с трудностями. Подполковник Алексей Месь, заместитель командира оперативной группы 204-й бригады тактической авиации Воздушных сил Украины, был признанным профессионалом и опытным пилотом, однако погиб.
В течение двух лет он обучался в США, где его готовили к управлению истребителем F-16. Здесь нельзя исключить ситуацию: «я подполковник, ас, я все знаю и умею, мне подвластен воздушный океан и американский истребитель». Но этот самолет сложен, не прощает ошибок в пилотировании, требует длительного переобучения, а высшего летного мастерства на таком истребителе можно достичь не ранее, чем через 3-5 лет (а некоторые летчики по объективным причинам вообще не могут освоить перспективные машины).
Вероятнее всего, эта катастрофа произошла из-за совокупности множества причин и факторов, которые по отдельности могли бы не привести к столь серьезному инциденту для Воздушных сил Украины. Самое важное — это значительные репутационные потери, резюмировал Ходаренок.