В свете недостатка персонала организации в России все активнее обращают внимание на поиск сотрудников в Африке.
Некоторые страны, такие как Кения, Зимбабве и Камерун, выделяются темпами роста количества вакансий с переездом в Россию. В Кении число вакансий выросло сильнее всего - в 39 раз (с 161 вакансии в первом полугодии 2023 года до 6,4 тыс. вакансий в первом полугодии 2024-го). В некоторых других африканских странах также заметно увеличилось количество предлагаемых мест, хотя в абсолютном выражении рост был менее значителен, пишет РБК.
В Зимбабве количество вакансий увеличилось в 15 раз (до 165), в Камеруне - в девять раз (до 130), в Замбии - в восемь раз (до 224). Помимо этого, значительный прирост числа вакансий был зафиксирован в Алжире (в семь раз, до 1,7 тыс.). Среди стран вне Африки лидируют по скорости увеличения числа вакансий Албания, Пакистан и Бельгия. Кроме того, в 2024 году российские компании впервые разместили вакансии в странах, таких как Непал, Багамские острова, Барбадос, Малави, Исландия, Сьерра-Леоне, Габон и Центральноафриканская Республика (ЦАР). Общее количество вакансий в этих странах в первом полугодии почти достигло 300.
Кого нанимают?
В течение года самыми востребованными категориями требуемых работников остаются менеджеры по работе с клиентами, IT-специалисты и маркетологи. Также в топе востребованных специалистов фигурируют работники в сфере искусства и массмедиа, административный персонал, рабочие и строители. Но наибольший рост спроса отмечен на вакансии для работников науки и образования. По сравнению с прошлым годом приглашения для работников этой сферы из-за границы выросли вдвое. Интерес к иностранным рабочим увеличился на 68%, специалистам сельского хозяйства — на 63%, а работникам в сфере добычи сырья и строительства — на 53% и 51% соответственно.
Необходимо понимать, что привлечение сотрудников на вакансии не всегда отражает стандартный образ мигранта, так как их найм зависит от специализации и региона, отмечает главный эксперт hh.ru по рынку труда Наталья Данина. «Можно утверждать, что найм мигрантов на должности рабочих и строителей (в основном на низкоквалифицированные должности) традиционно характерен для стран Средней Азии и в текущем году», — подчеркивает она.
Между тем, высококвалифицированным специалистам со знанием местных рынков и бизнеса на позициях маркетологов и менеджеров по работе с клиентами ищут по всему миру, а поиск топ-менеджеров (преимущественно российских релокантов) в этом году был сосредоточен в ОАЭ, Сербии, Турции, Таиланде. Там же работодатели активно ищут IT-специалистов.
Количество африканских специалистов, приезжающих в Россию, постепенно увеличивается, отмечает специалист Центра изучения Африки факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Всеволод Свиридов. «Африканские трудовые мигранты занимают разные сферы на рынке труда: некоторые работают в низкоквалифицированных профессиях, например на строительных объектах, на складах, в сельском хозяйстве, другие занимают высокие посты в крупных российских компаниях», — отмечает он.
Технологический суверенитет России обеспечит Африка
Политолог, обозреватель Дмитрий Севрюков пишет, что кратное увеличение вакансий для России на Черном континенте не свидетельствует о том что в скором времени страну наводнят тысячи мигрантов из Африки. Здесь скорее дело в эффекте низкой базы найма.
Другое дело, что судя по разъяснениям рекрутеров, из Африки в основном привлекаются IT- специалисты и менеджеры по продажам.
«Из такого расклада следует, что африканцы даже из довольно бедных стран не спешат ехать в Россию для работы на стройках или дворниками вместо среднеазиатских коллег. С другой стороны, ситуация указывает на то, что квалификация африканских специалистов, привлекаемых в высокотехнологичные отрасли российской экономики, либо вполне устраивает отечественных нанимателей, либо же у работодателей попросту невелик выбор, и потому к сложной работе по достижению технологического суверенитета решено привлечь кенийцев, зимбабвийцев, камерунцев, габонцев и даже сьерра-леонцев», - констатировал Севрюков в своем ТГ-канале.