Российские ритейлеры готовы применять механизм фудшеринга, т.е. бесплатно раздавать продукты с истекающим сроком годности.
Однако этому мешает отсутствие законодательной базы – в частности, остается неясным вопрос об уплате налогов – и низкое распространение знаний о подобной практике среди населения.
Вторую проблему решить проще. По данным опросов, для 49% россиян слово «фудшеринг» не говорит ничего. Но когда люди узнают об этом подробнее, 77% относятся положительно, а у 67% практика раздачи продуктов нуждающимся вызывает хорошие эмоции по отношению к торговым сетям, которые готовы так делать.
Идея законодательного регулирования практики фудшеринга обсуждается в Государственной думе и в отраслевом сообществе. При этом депутат Виталий Милонов считает, что этому механизму необходимо придумать русское название: «Мы достаточно консервативные люди, которые не понимают и не любят искусственные термины. Шеринги, шейпинги, шугаринги. Можно язык сломать! Благотворительность, помощь ближнему - это мы понимаем и практикуем. Давайте просто делать добро без хипстерских словечек».
В целом же народный избранник поддерживает инициативу, заявил он INFOX, потому что «в груди русских людей бьются добрые сердца». По его словам, если кто-то нуждается в помощи, тот всегда ее получает. Практика фудшеринга вполне соответствует этому постулату.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН произвела подсчеты и выяснила, что около трети продуктов питания попадают в утилизацию на разных этапах производственной цепочки и торговой логистики. В России выбрасывается 56 килограммов еды в год в расчете на одного человека. В Европе этот показатель достигает 95 килограммов, а в США – все 115. Использование механизма фудшеринга, таким образом, решает не только социальные и благотворительные задачи, но и оказывает влияние на экологию: если продукты будут раздаваться тем, кто в них нуждается, они не попадут на свалки.