Работоспособность «Почты России» можно поддержать через механизм инфраструктурного платежа для маркетплейсов.
Это едва ли не единственный способ оставить в работе убыточные почтовые отделения, заявил глава Минцифры Максут Шадаев.
«Мы видим реакцию маркетплейсов, но пока… очевидно, что они против. Но понятная развилка: дальше правительство, Госдума решение примет. У нас другого способа сейчас, в текущие времена, поддержать "Почту России" нет. Поэтому мы предлагаем… понимаем всю вынужденность, условно, непопулярность этой истории», — сказал министр в интервью РИА Новости.
В мае СМИ писали, что «Почта России» предложила разработать механизм поддержки сети почтовых отделений за счет участников рынка e-commerce. Их ежегодная выручка составляет более 1 млрд рублей. В госкомпании рекомендовали взимать с них платеж в размере 0,5% квартального оборота. Взамен за «Почтой России» предлагалось закрепить статус федерального гарантирующего поставщика товаров электронной коммерции.
С чего частный бизнес должен содержать «Почту России»?
Предлагаемый механизм «обезжиривания» маркетплейсов выглядит более жестким вариантом налога на сверхприбыль. Например, у Ozon 0,5% квартального оборота – это почти 2 млрд рублей. Весь оборот компании – 372 млрд. Особенность в том, что 2 млрд являются примерно 18,5% валовой прибыли Ozon.
«И это уже не "налог на сверхприбыль", который наконец перестали называть Windfall tax, это уже история пожестче», - отмечает ТГ-канал «Экономизм» Алексея Кричевского.
При реализации предложенного механизма Ozon наверняка будет компенсировать выпадающие доходы повышением сборов с продавцов. А последним, чтобы не терять маржинальность, придется повышать ценники как минимум на 5%. Как следствие, ожидается дополнительный разгон инфляции.
Далее важно отметить, что тот же Ozon не использует «Почту России». Только сейчас начал обсуждаться вопрос доставки в отдаленные районы. «Где ходят медведи, и продукты доставляют вертолетом. Налоги платят, юрлицо переводят в Россию? Платят, планируют перевести. То же самое - с другими маркетплейсами», - говорится в комментарии канала.
Возникает закономерный вопрос, почему частный бизнес должен содержать «Почту России», тогда как деньги на ее работу и так уже передаются через ФНС.
В убыточную госкомпанию ежегодно вкладываются десятки млрд рублей из бюджета. Но «Почта России» все равно постоянно нуждается в дополнительной помощи, что объясняется наличием труднодоступных регионов и поселений. При этом не учитывается наличие доступных и богатых локаций.
«Проблема "Почты" у нас нынче не в том, что на поддержку Заполярья или других локаций вбухивают миллиарды. Проблема в том, что управление прогнило. Не могут там из-за то ли некомпетентности, то ли отсутствия желания <…> Хотя для тех же маркетплейсов "Почта" - это предельно удобный инструмент. Доступ везде, самая большая сеть филиалов, доставка хоть на Шпицберген - огонь. Но нет, почему-то приходится качать свою сеть ПВЗ», - резюмирует «Экономизм».