В российских регионах вузы не смогли выполнить планы по приему абитуриентов на целевые места, гарантирующие по окончании обучения трудоустройство.
Проблемы с нехваткой студентов наблюдаются в области медицины и технических наук. Например, в Пермский национальный исследовательский политехнический университет поступили 179 человек вместо 361. В региональный педвуз поступил 171 студент, тогда как заказ поступил на обучение 231 студента. В аграрном вузе ПГАТУ при целевой квоте 137 мест, число поступивших составило 18.
Похожая ситуация сложилась и в других регионах. Кое-где власти даже пытаются привлекать абитуриентов дополнительными выплатами. Так в Свердловской области студентам-медикам целевого набора с 2024 года будут платить по 20 тысяч рублей ежегодно, пишут «Известия».
Почему идет недобор по квотам
Доктор технических наук, автор Telegram-канала «Наука и университеты» Евгений Белый констатировал, что недобор в узы наблюдается в регионах из года в год. Но явное ухудшение началось после 2020 года, когда было выпущено постановление правительства о целевом обучении. В нем речь идет об ужесточении санкций за отказ от выполнения обязательств по отработке после окончания вуза. Правила стали жестче, а абитуриенты – осторожнее, чтобы потом не попасть в кабалу на несколько лет.
В беседе с журналистами Евгений Белый подчеркнул, что именно страх задолжать государству является едва ли не основным препятствием реализации планов целевого обучения. Более того, родители и абитуриенты заранее думают о рисках не сдать сессию или понять ошибочность выбора. Тогда за расторжение договора об обучении придется платить, что предусматривает возмещение затрат. Но не у всех семей есть деньги на это.
Замдиректора научно-исследовательского центра по науке Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Айрат Сатдыков говорит, что проблема также может быть в невысокой престижности профессий в глазах студентов. Плюс у них могут быть более амбициозные зарплатные ожидания.
Чтобы целевой набор работал, как следует, нужно создавать соответствующие условия труда и вырабатывать дифференцированный подход к разным работникам, чтобы реальными выгодами заинтересовать их в получении той или иной профессии.
Важно гарантировать студентам достойные условия труда после учебы. Здесь придется наладить контроль над работодателями, у которых есть соблазн забыть про повышение зарплат в свете обязанности молодых специалистов отработать три года под угрозой платить компенсации, заключил Евгений Белый.