Эксперты экономического факультета МГУ предложили поменять подход к определению границ среднего класса и бедности в России.
Новая система нужна для того, чтобы лучше стратифицировать общество и как-то учесть группы населения, которые по попадают ни в средний класс, ни в бедные, не получая при этом поддержки от государства.
О предлагаемой системе расчетов говорится в статье под авторством завкафедрой макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ Андрея Клепача. Его соавторами стали Сергей Николаенко и Раиса Лукьяненко. С текстом статьи ознакомились журналисты РБК.
В рамках новой концепции к «устойчивому среднему классу» можно будет отнести в лучшем случае 4% населений, если брать статистические данные за 2021/22 годы. Около трети граждан предлагается отнести к среднему классу с «высокой степенью вероятности», а остальные 60% россиян авторы записали в бедные.
К определению бедности авторы статьи рекомендуют три критерия. Всем трем соответствуют примерно 17,7% россиян. Эта цифра почти совпадает с оценкой Росстата, определившего по итогам 2022 года долю бедных в 13,5%.
Критерии бедности
Эксперты отмечают, что бедное население можно определить по особому типу экономического поведения. Такие домохозяйства обычно тратят практически весь доход на текущее потребление, у них отсутствует долгосрочное финансовое планирование, а шансы на существенное изменение дохода невысоки. Отмечается, что отдельно взятая характеристика еще не свидетельствует о бедности, но их сочетание – с высокой степенью вероятности.
Поддержка граждан
Авторы статьи рекомендуют меры поддержки граждан в течение двух предстоящих лет на общую сумму 5,9 трлн рублей. В их числе повышенная индексация пенсий для компенсации роста цен, индексация прожиточного минимума и всех пособий на величину, опережающую инфляцию на 1,5%. МРОТ предлагается индексировать на +3,5% к инфляции. Стипендии студентам рекомендуется довести до уровня не ниже МРОТ.
В 2024 году авторы советуют проиндексировать зарплаты бюджетникам на 10%, а с 2025 года – в соответствии с темпом роста средней зарплаты в экономике.