Услуги проката катеров для граждан без соответствующих прав набирают популярность.
Такие сервисы обнаружены как минимум в двух городах – в Москве и Ярославле, - сообщают «Известия».
Для аренды нужен гражданский паспорт, 5-10 тысяч рублей в качестве залога и трезвое состояние. Взять в прокат можно катера длинной около 4 метров, вместимостью – до 4 человек и максимальной скоростью до 35 км/ч.
В столице на катере можно прокатиться по Москве-реке. В Ярославле для катания предлагают реки Которосль и Волгу. Перед поездкой с клиентами проводят краткий инструктаж, как управлять маломерным судном.
Проблема нового бизнеса состоит в том, что детом реки Москва и Волга сильно загружены. Судоходство активизируется, и на воде много прогулочных и грузовых судов. Присутствие на воде новичков, кто первый раз управляет маломерным судном пока не оборачивалось серьезными катастрофами, однако есть мнения, что ситуация в плане угроз достаточно опасная.
Адвокат московской коллегии адвокатов «Бородин и партнеры» Владислав Шурховецкий заметил, что по закону есть плавсредства, которые не подлежат регистрации. Для управления ими не нужен специальный документ, права ГИМС. Что это за транспорт, прописано в п. 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ) РФ: спортивные парусные суда длинной до 9 метров, шлюпки массой до 200 кг, беспалубные самоходные суда длинной до 12 метров.
Теоретически, прокатные катера подпадают под действие указанной статьи, но на практике их параметры могут выходить за рамки дозволенного. Если катер не удовлетворяет требованиям закона, и им управляет человек без документов, за это предусмотрен штраф в 10-15 тысяч рублей.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов говорит, что даже без документов гражданин обязан соблюдать правила пользования водным транспортом. За превышение скорости есть штраф до 1000 рублей. За неустановку регистрационного номера и отсутствие техосмотра – 5-10 тысяч.
Если катер, управляемый лицом, не имеющим права управления, опадает в аварию, штрафы грозят как ему, так и владельцу судна. «При наступлении тяжких последствий, таких как смерть человека, речь может идти об уголовной ответственности», — предупредил эксперт.
Другие опрошенные «Известиями» эксперты говорят, что новый вид услуг представляется опасным и крайне рискованным, поскольку навигация на воде в любом случае требует специальных знаний и подготовки.