Покупатели стали замечать, что на маркетплейсах часто продаются товары сомнительного качества, с признаками подделки.
Косметические товары со странной упаковкой, явно отличающейся от оригинала, кроссовки разных оттенков и из разных материалов. QR-код не читается или по ссылке ведет на совсем другие товары. Штрихкоды не читаются, бирки срезаны.
По-хорошему, у покупателей должна быть возможность проверить продавца в открытой базе и выяснить, является ли он участником оборота маркируемой продукции. Но некоторые маркетплейсы не обеспечивают и этого, допуская к торговле компании, продающие контрафакт.
Замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов говорит (передают «Известия»), что больше всего контрафакта продается на Wildberries. В основном это одежда, обувь и парфюмерия. В меньшей степени проблема касается «Яндекс Маркета» и Ozon. Они проверяют продавцов более тщательно.
В самом Wildberries такую оценку раскритиковали, подчеркнув, что «обеспечивают высокую прозрачность при покупке товаров по сравнению с магазинами и рынками».
По мнению Олега Павлова, с 1 марта ситуация изменится к лучшему, поскольку маркетплейсы будут нести ответственность за продажу контрафакта. Сейчас при выявлении некачественного продукта ответственность несет продавец.
Как не купить подделку
Эксперты советуют всегда проверять товар в пункте выдачи. Если покупается продукция, которая подлежит обязательной маркировке, действительность кода легко проверить через приложение.
Если товар не маркируется, нужно смотреть на внешний вид, QR-код, отзывы. Цена тоже имеет значение, поскольку товар вряд ли может быть оригинальным, если он стоит в несколько раз дешевле, чем в обычном магазине. Внешний вид упаковки тоже важен, так как иногда недобросовестные производители изготавливают подделку и меняют в наименовании известного бренда 1-2 буквы.
Юрист компании «Достигация» Марина Колыванова отмечает, что если неоригинальный товар все-таки куплен, а продавец указал на его оригинальность, покупку можно вернуть и получить обратно уплаченные деньги. Также можно потребовать возмещения морального ущерба.
Первым делом в таких случаях нужно обратиться в службу поддержки маркетплейса с подробным описанием, как была осуществлена покупка, и по каким признакам выявлен поддельный товар. Аналогичное сообщение необходимо направить продавцу.
«Если продавец ссылается на то, что по закону о правах потребителя не подлежат возврату парфюмерия, косметика и иные товары, которые нельзя вернуть или обменять по обычным правилам (а они оказались поддельными), это будет злоупотреблением права. Ведь в данном случае товар возвращается не как неподходящий, и покупатель в любом случае вправе вернуть потраченные средства», — пояснила Марина Колыванова.
Если в добровольном порядке продавец и маркетплейс не хотят решить проблему, нужна экспертиза товара, которая однозначно подтвердит его неоригинальность.
Экспертизу можно организовать самостоятельно, либо дождаться, когда ее назначат в суде. Расходы потом будут компенсированы виноватой стороной. Иск в суд подается через 10 дней после того, как в маркетплейс и к продавцу были поданы обращения, а они не отреагировали.