Нобелевская премия по экономике в 2022 году присуждена американцам.
Наградой отмечены успехи в работе экс-главы ФРС США Бену Бернанке, Дугласа Даймонда и Филипа Дибвига. Ученые провели крупные исследования банков и финансовых кризисов. Они «значительно улучшили понимание роли банков в экономике, особенно во время финансовых кризисов». Главной целью работы стало научное обоснование тезиса и значимости избегания краха банков.
Экономист Бен Бернанке был председателем ФРС с 2006 по 2014 годы. После ухода с работы занимался исследования в области экономики. Ученые Дуглас Даймонд и Филип Дибвиг являются соавторами экономической модели, показывающей зависимость сочетания неликвидных активов и ликвидных обязательств и роста паники среди вкладчиков.
На практике не получилось, решили уйти в теорию
Экономист Никита Кричевский относительно Бена Бернанке напомнил, что именно он является одним из соавторов нынешнего глобального экономического кризиса. Бернанке в свое время любил фразу про «вертолетные деньги».
«Бернанке понять можно – под угрозой находились пенсионные фонды США, основная часть активов которых – вложения в фондовый рынок. Фонды тогда не столько спасли, сколько отсрочили их банкротство. Сейчас дефициты бюджетов крупнейших фондов США составляют миллиарды долларов», - написал Кричевский в Telegram.
Из тех проблем, что стояли перед США и всем миром в 2008-2009 годах, Бернанке не справился ни с одной. Скорее, он их даже усугубил. «Главная его ошибка – он открыл ящик Пандоры денежной эмиссии. Многие помнят программы количественного смягчения QE1-QE4, начавшиеся в 2010 году «на несколько кварталов» и закончившиеся в год ухода Бернанке из ФРС в 2014-м», - продолжил Кричевский.
За время работы Бернарке в ФРС госдолг США вырос с 64% до 105% ВВП. В прошлом году этот показатель достиг уже 133% ВВП. С инфляцией справиться тоже не удалось. В 2006 году уровень безработицы в США составил 4,6%. К 2014 году – 6,2%.
В свете перечисленного трудно сказать, за что именно Бернарке получил престижную премию, если только не предположить, что тут дело в лоббировании.