Переориентация экспорта на Восток для России оборачивается необходимостью вложиться в транспортную инфраструктуру Китая.
Цель – развить инфраструктуру для увеличения объемов поставок сырья и товаров на азиатские рынки, – актуализировалась на фоне западных санкций. В мае президент Владимир Путин выступил с призывом форсировать строительство новых транспортных коридоров, которые помогут обеспечить прорыв торговой блокады. Глава государства отметил, что логистические маршруты предстоит перенаправить на более надежных и предсказуемых партнеров. Особые надежды здесь возлагаются на коридор «Север–Юг», который идет портов Каспия в Азербайджан, Иран и Индию. Китай тоже является одним из ключевых партнеров, торговые пути чрез который ведут в другие азиатские страны.
Как теперь выясняется, проект прокладки и расширения транспортных коридоров отчасти повторяет ошибки «Северного потока – 2» в том плане, что Россия проявляет куда большую заинтересованность в его реализации, чем партнеры. Соответственно, платит тоже больше, не имея гарантий, что коллеги в конечном итоге не отвернутся от идеи торгового сотрудничества.
Журналисты газеты «Ведомости» выяснили, что за 8 предстоящих лет Россия вложит в развитие погранпереходов в Китай, Казахстан и Монголию около $30 млрд. В рамках намечаемой работы предстоит построить на территории сопредельных стран 3 тысячи километров железных дорог. Об этом свидетельствует презентация проекта от Минтранса. Подлинность презентации подтвердил близкий к министерству источник издания.
К 2030 году будут построены три железнодорожных пункта пропуска через границу РФ. Помимо 3 тысяч километров железных дорог в соседних государствах, в России дополнительно возведут 369 км путей.
В Забайкальском крае появится второй железнодорожный переход в Китай, в Амурской области восстановит работу погранпереход Джалинда — Мохэ. В начале 2000-х погранпереход прекратил деятельность из-за низкого грузопотока, но сейчас появились новые масштабные перспективы, чтобы его перезапустить.
Разработка Минтранса станет основой новой модели развития России с учетом геополитических реалий. В финальном варианте предложения по транспортным коридорам будут представлены в сентябре. Перед утверждением их рассмотрит президент.
Восточное направление торговли особенно востребовано в металлургической отрасли. На Восток планируется перенаправить около 4 млн тонн продукции. Аграрии и угледобывающие компании тоже заинтересованы в наращивании возможностей поставлять зерно и энергоресурсы в Азию.
Главной железнодорожной артерией является Транссибирская магистраль. Ее мощности ограничены, и уже сейчас появляются предложения вводить квоты на резервирование грузовых вагонов компаниями.