Украинское зерно стало лишь поводом для более значимых для России договоренностей в Стамбуле.
О них рассказал представитель РФ на переговорах, министр обороны Сергей Шойгу. Дело в том, что наряду с соглашением о вывозе зерна с Украины из трех портов был подписан меморандум, предполагающий подключение ООН по снятию ограничений на экспорт сельхозпродукции и удобрений России на мировые рынки.
Как пояснил политолог, обозреватель Марат Баширов, «под соусом контролируемого экспорта украинского зерна (а его осталось совсем немного от урожая прошлого года), с России снимают санкции по сельхозпродукции и удобрениям». Он констатировал, что санкционное противостояние за несколько месяцев сделало очевидным простую истину: без российских продуктов и удобрений «мировой рынок еды загнется». «Самимму на сцену выпустили ООН с гуманитарными речами», - заключил Баширов.
С какой стороны посмотреть
Депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин в комментарии к зерновой сделке в целом обозначил несколько точек зрения, с которых произошедшее видится совершенно по-разному.
Если принимать во внимание, что для России главным противником являются украинские власти с их внешней и внутренней политикой, то вывоз зерна с организацией на подконтрольной деструктивным силам территории продовольственного кризиса, тогда как запасы еды в России есть, - вполне выгодный геополитический ход.
Если же врагом считать коллективный Запад, тогда, «позволяя накормить украинским зерном северную Африку, мы снижаем интенсивность миграции оттуда в Европу и спасаем её». При таком сценарии Россия допустила явный просчет.
«Если наши враги англосаксы, пытавшиеся уничтожить нашего потенциального партнёра Европу, то, спасая её, мы все делаем верно», - продолжил Делягин.
Есть еще одна плоскость, в которой возможно оценить договоренности. Дело в том, что России так и не вернули замороженные резервы. Это огромная сумма, о которой нельзя забывать просто так. «Если мы хоТогда с зерном мы неправы. Но если нам, как (Михаилу) Горбачеву, нужно признание запада, то у нас все просто супер».