Создание единой базы генетических данных продиктовано задачами развития научного потенциала, без чего Россия рискует утратить конкурентоспособность в ряде отраслей.
Создать национальную базу генетической информации в 2020 году поручил президент Владимир Путин. Соответствующий законопроект был подготовлен довольно оперативно, послужив первым шагом формирования законодательной базы под масштабную деятельность.
Председатель Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова в интервью «Парламентской газете» напомнила, что в базе будет храниться и обрабатываться генетическая информация, которая поможет в развитии селекции, животноводства, терапии наследственных заболеваний, в поиске средств защиты от вирусных заболеваний и так далее.
В России накоплен довольно большой пласт генетической информации в самых разных сферах. Однако информация собирается и хранится бессистемно, что не только неудобно, но и небезопасно.
Пандемия коронавируса показала значимость генетических технологий перед лицом актуальных вызовов. Для создания новых вакцин и лекарств нужно иметь геном конкретного вируса. Поэтомуо информацию нужно оперативно собирать и анализировать, обеспечив доступ к ней со стороны компетентных ученых. Национальная база данных эту проблему решает.
В развитых странах вроде Китая, США и Великобритании подобные базы уже функционируют, что позволяет им активнее продвигаться в области генетических технологий.
Законодательная база не предполагает передачу в единую систему генетической информации о человеке. В подготавливаемых документах таких пунктов тоже нет.
Контролировать базу данных будет государство, а доступ к ней получат научные организации при выполнении ряда требований, которые предстоит прописать правительству. С технической стороны базой займется Курчатовский институт.
В заключение Гумерова еще раз подчеркнула, что за генетическими технологиями будущее. Задача по их совершенствованию неслучайно фигурирует в Стратегии научно-технологического развития России.