Госдума 20 апреля в первом чтении приняла законопроект, дающий право таможенной службе останавливать для контроля грузовики массой более 3,5 тонн на территории всей России.
Целью законопроекта обозначена борьба с контрафактной продукцией.
Законопроект в ходе слушаний обсуждался с применением аллегорий «свободная охота» применительно к будущим проверкам. Об этом в своем блоге рассказала депутат Сардана Авксентьева.
«Мягко говоря, странная инициатива. Неужели дополнительные проверки - это то, что сейчас нужно бизнесу? Ну, пусть ещё Роспотребнадзор и налоговики выйдут на дороги. Больше проверок, больше. Правительство внесло этот законопроект в начале февраля, когда мы жили в немного другой экономической реальности», - написала парламентарий и добавила, что законопроект плохо соотносится с курсом поддержки предпринимательства, которому сейчас и так тяжело.
Контрафакт не там ищут
Экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в Telegram более подробно проанализировал законопроект. Он обратил внимание на следующую деталь: по действующим правилам, если принято решение о проведении досмотра и автомобиль переезжает в зону постоянного таможенного контроля и там находится в течение времени, необходимого для разгрузки. В законопроекте данное правило заменено на формулировку: «В течение времени, необходимого для проведения таможенного контроля».
Получается, что машину можно держать на проверке практически неограниченный срок. «Хорошая закладка для вымогания взяток», - поделился впечатлением Лысаков.
Эксперт посетовал на довольно большой штат таможенной службы . Он составляет примерно 70 тысяч человек. Во всем мире больше – только у Индии с населением под 1,5 млрд человек.
«Спрашивается, зачем давать такую вольницу таможенникам? Зачем наделять их правом останавливать транспортные средства? И что делать несчастным водителям, которых могут останавливать на дороге не только инспекторы ДПС, но и Ространснадзор, а теперь и таможня, которая просто так "добро" не даст», - поинтересовался Лысаков.
Строго говоря, санкционку и контрабанду надо искать отнюдь не на дорогах, а на официальных таможенных постах. Именно там нужно в первую очередь наводить порядок, выразил уверенность Лысаков.
В заключение он отметил, что в условиях санкционных ограничений Россия заинтересована в отладке параллельного импорта. Есть независимые импортеры, везущие в РФ из третьих стран оригинальные товары, не поставляемые ныне в Россию западными производителями. Если сейчас их грузовики начать останавливать на каждом шагу с проверками, получится, что таможню ставят на стражу западных правообладателей, которые прекратили сотрудничество с Россией.