С новыми европейскими санкциями, запрещающими российским авиакомпаниям летать через территорию ЕС, Россия оказалась перед угрозой остаться без самолетов совсем.
Накануне глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что помимо ограничений полетов вводится запрет на продажу России самолетов и запасных частей. Она подчеркнула, что данная мера будет весьма болезненной, учитывая огромную зависимость России от импорта.
Как поясняет Накануне.RU, российские авиаперевозчики в основном покупают самолеты в лизинг, а не по прямым заказам. Нынешние санкции распространяются и на лизинг. Кроме того, ЕС вводит запрет на проведение ремонта и модификацию воздушных судов.
Теперь лизингодателю полагается вернуть часть самолетов. Например, у одного крупного российского авиаперевозчика около 70% авиапарка состоит из самолётов Airbus. Их передача обратно грозит закрытием компании.
Проблемы начинаются не только с Airbus, но и с Boeing. Ранее газета «Известия» сообщила, что Boeing 777-300ER авиакомпании Nordwind Airlines не смог улететь из Мехико из-за отмены страховки.
По мнению бывшего замминистра гражданской авиации СССР Олега Смирнова, санкции могут попросту приковать весь воздушный парк российских авиакомпаний к земле. Причем проблемы наверняка возникнут не только с полетами за границу, но и внутри страны.
В договорах между авиакомпаниями и лизингодателями обычно прописывается обязательство в случае поломки в срочном порядке (за 24 часа) доставить в любую точку земного шара комплектующие. С санкциями опция получить запчасть отпадает.
У России еще остались самолеты «Ту» и «Ил». Но большинство из них уже давно ржавеет на спецаэродромах. Да и летающие самолеты постепенно вырабатывают свой ресурс.
Много денег потрачено на создание самолета «Суперджет-100». Когда президенту докладывалось, что это лучший самолет в мире, что он конкуретный, это было, мягко говоря, не так. Теперь самолет дорабатывают, устраняют недостатки. Он стал показывать себя на местных воздушных линиях. Однако характеристики самолета пока не позволяют организовать регулярные рейсы за рубеж.
По самолету МС-21 рассуждать сложно. О нем говорят, как о конкуренте Boeing и Airbus. «Но самолёт такая штука, что пока у тебя нет сертификата на него — помалкивай», - сказал Смирнов.
Вероятно, самолет, действительно, неплохой. Поэтому при его создании России поставили «пару подножек» в виде ограничений (запретили поставлять композитные материалы для крыла и электронику). Сейчас приходится искать альтернативы с собственными комплектующими и материалами. Насколько это будет успешно, покажет время, отметил эксперт.
Импортозамещение быстро осуществить вряд ли получится. Но есть надежда на БРИКС и совместные проекты. Они намечаются с Бразилией, а Китай производит неплохой самолёт ARJ-21, правда в небольших количествах. Есть самолет С919, и он тоже в первую очередь пока будет производиться для нужд КНР.
По-хорошему, России нужно было заниматься авиастроением, импортозамещением, последние 30 лет. «А все эти 30 лет воровали бюджетные деньги, слаще нет забавы для такого рода чиновников», - посетовал Олег Смирнов. Чтобы строить сотни самолетов, нужны десятилетия. Однако у России есть шанс «выкрутиться», вовремя организовать промышленность. Дело в том, что Boeing и Airbus не выгодно «сажать» все российские самолеты сразу. Для них это тоже будет экономический крах.
Таким образом, судить точно об эффекте санкций можно будет, когда они начнут действовать в полную силу. Тогда появится «более-менее понятная картинка, кого на кого менять», резюмировал эксперт.