Переговоры России-НАТО в Брюсселе и консультации в Женеве привели пока только к одному заметному результату – подготовке США ввести жесточайшие антироссийские санкции.
В Кремле он них говорят, как о «запредельной мере», в МИДе жалуются на «непробиваемую позицию» НАТО и не исключают, что в скором времени Россия может прибавить себе аргументов к переговорному процессу в виде систем вооружения в Центральной Америке. Между тем, в экспертной среде мнения и прогнозы распределились между полюсами: «нам никакие санкции ни по чем» и «всё пропало».
Песков и Греф о новых санкциях
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что введение новых санкций станет равноценным разрыву отношений. По крайней мере, формулировки в законопроекте американских сенаторов расценивать как-то иначе сложно. «Введение санкций против главы государства <...> это запредельная мера», — цитирует Пескова РИА Новости.
Помимо первого лица государства санкции США предполагают отключение России от SWIFT. Они также коснутся госбанков. В их числе Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, МКБ, Совкомбанк и другие.
Глава Сбербанка Герман Греф об угрозе санкций сказал: «Нам каждый день чем-то угрожают, нас уже этим напугать невозможно. Что будет, то будет, Господи». Он добавил, что банк готов ко всем сценариям.
Поговорить по-хорошему с НАТО не получилось
Замглавы МИД России Сергей Рябков в беседе с журналистами в четверг, комментируя итоги сессии Россия-НАТО в Брюсселе, констатировал, что ни США, ни НАТО не готовы идти навстречу требованиям России о нерасширении Альянса на восток. «Позиция НАТО по вопросу о нерасширении альянса непробиваемая, это тревожно», - посетовал Рябков (цитирует RTVI).
Он сообщил, что России придется искать альтернативные «меры и приемы» для убеждения западных коллег. Сейчас основы для новых встреч с США и их союзниками для обсуждения российских предложений нет.
Отвечая на вопрос журналистов насчет новых «приемов», Рябков не исключил размещение военной инфраструктуры России на Кубе и в Венесуэле. «Не хочу ничего подтверждать или исключать», - заявил дипломат.
Относительно обстановки вокруг Украины Рябков рассказал, что президенту Владимиру Путину предлагаются разные варианты действий на случай ухудшения обстановки, в том числе и военные. Однако есть понимание, что в первую очередь нужно дать шанс дипломатии.
Ультиматум слабых отвергли
Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян объяснил провал переговоров в Женеве и Брюсселе слабостью России с точки зрения экономики. «Россия сегодня — это еще не Папуа-Новая Гвинея и не Кабо-Верде, но уже где-то на пути туда», - написал в блоге Несмиян.
Он напомнил, что в 1980-е годы на Советский Союз приходилась доля в мировой промышленной продукции 14,5%. Царская Россия в 1913 году производила 4% мировой промышленной продукции. На сегодняшнюю Россию приходится около 2%.
К слову, Китай в начале нулевых имел примерно те же показатели промышленности, что и Россия. Но из-за разнонаправленных векторов развития через 20 лет результат получился такой, какой есть сейчас.
С экономическим багажом, как у России, выдвигать ультиматумы США бесперспективно. Вряд ли из этого могло что-то получиться хотя бы в теории. «Сам факт выдвижения подобного ультиматума — признак каких-то серьезных проблем у российского руководства. Ему бы делом заняться, что ли...», - заключил Несмиян.
Угроза санкций вызывает смех
Политолог, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, рассуждая о санкциях, выразил пожелание, чтобы к США как можно скорее пришло осознание: Россия – не Гренада.
Идея полномасштабного санкционного противостояния выглядит, как сумасшествие, и вряд ли кого-то впечатлит в Москве. Угрозу санкций Сатановский сравнил с боевым танцем маори. Танцующие «прыгают, глаза страшно пучат, языки высовывают, руками-ногами машут, кричат устрашающе». Исполнение такого танца первым лицам в США, сенаторам явно не к лицу. Со стороны это вызывает только смех.
В завершение Сатановский предположил, что от санкций может быть и позитивный эффект. Например, если Сбербанк, наконец, отбросит осторожность и начнет работать в Крыму.